Слайд 1Интертекстуальная связь поэзии Бориса Пастернака и Иосифа Бродского
Слайд 2Борис Леонидович Пастернак
1890-1960
Иосиф Александрович Бродский
1940-1996
Слайд 4Главный тезис работы:
«Доказать, что несмотря на кардинальное различие стилей написания
стихотворений, Борис Пастернак и Иосиф Бродский имеют крепкую интертекстуальную связь
в своих стихотворениях «Рождественская звезда».
Слайд 5Борис Пастернак. Фото: ИТАР-ТАСС
Слайд 6Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
Слайд 8Нобелевская премия, присужденная Борису Пастернаку в 1958 году.
Слайд 12Иосиф Бродский (1969 г)
Это трудное время
Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с
каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти
раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Слайд 13Вручение Иосифу Бродскому Нобелевской премии в 1987 году.
Слайд 14Что такое «интертекстуальная связь»?
Интертекстуальность — термин, введенный в 1967 теоретиком
постструктурализма, французской исследовательницей Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего
свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.
Слайд 16Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как
бы им в даренье.
(«Свадьба», из цикла «Стихотворения Юрия Живаго»).
Слайд 17Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
И сады, и
пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
(«Определение творчества», СП, с.128).
Слайд 18Поэтический дар благодарно побеждён миром.
Этот дар – образец для следования.
О.А.
Седакова
Слайд 19«Охваченность великолепием и единством мира» - центральная инвариантная тема поэзии
Пастернака.
А.К. Жолковский
Слайд 20В философии искусства Пастернака сочетаются «футуристическое» и «толстовское» начало.
Б.М. Гаспаров
Слайд 21Характерные черты поэтики Пастернака – размывание границы между личным и
неличным, живым и неживым; образ окна, как бреши между внутренним
и внешним пространством; мотивы городской окраины, заставы, вокзала…
Б.М. Гаспаров
Слайд 22Метафора выполняет связующую роль, мгновенно, динамично стягивает разрозненные черты мира,
воплощая единство мира,
взаимодействие и взаимопроникновение явлений.
А.Д. Синявский
Слайд 23Все ещё нам лес - передней.
Лунный жар за елью –
печью.
Всё, как стиранный передник,
Туча сохнет и лепечет.
Слайд 24Но вещи рвут с себя личину,
Теряют власть, роняют честь,
Когда у
них есть петь причина,
Когда для ливня повод есть.
«Косых картин, летящих
ливмя…», СП, стр.180
Слайд 25«Я» - перестаёт быть структурным центром.
«Я» превращается в действительность, а
действительность превращается в «Я».
Слайд 26Отчуждение «Я» от других и от бытия в целом.
Природа иносущностна
по отношению к человеку, а вещи мертвенны, подобны отвлеченным схемам,
экзистенциально пусты.
Слайд 27Основные признаки вещи – её границы.
Реальность вещи это дыра, которую
она после себя оставляет в пространстве.
Слайд 28Бродский «классичен» и «классицистичен».
Высокая степень «цитатности»
Слайд 29Иосиф Бродский считает, что в основе всего лежит чистая радость
Рождества
Слайд 30Пастернак считает, что главное – радость через страдания.
Слайд 31«Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в
полночную даль
пастухи.»
Питер Брейгель Старший «Поклонение волхвов в снегу».
Слайд 32Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в
полночную даль
пастухи.
Слайд 33
Андреа Мантенья. Парнас.
Джованни Беллини. Пьета.
Слайд 34Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На
склоне холма.
Слайд 35Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и снега
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой
звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на
зов небывалых огней.
Слайд 36
Все мысли веков, все месты все миры,
Все ёлки на свете,
все сны детворы,
Весь трепет затепленных свечек, все цепи
Всё великолепье цветной
мишуры…
…Все яблоки, все золотые шары.
Слайд 41Вывод
Рассмотрев сравнение стихотворений «Рождественская звезда» Бориса Пастернака и Иосифа Бродского
можно отметить различия в стиле написания, действующих лицах, значении звезды,
описании Младенца, но несмотря на это мы видим сходство в трактовке сюжета, пейзаже. Но главное сходство, главная интертекстуальная связь заключается в последних отрывках стихотворений. Эти отрывки содержат одинаковое философское суждение об этом евангельском событии. И для Пастернака, и для Бродского Младенец – спаситель мира. Именно для того, чтобы спасти человечество Иисус пришёл в этот мир, и для обоих поэтов это событие исполнено чуда.
Слайд 42Список используемой литературы:
Иосиф Бродский «Рождественские стихи».
Борис Пастернак «Доктор Живаго».
«Рождество: точка
отсчёта». Беседа Иосифа Бродского с Петром Вайлем
О пастернаковском пласте в
поэзии Иосифа Бродского: стихотворение «Пришла зима и все, кто мог лететь…». Ранчин А. М.
"Рождественская звезда" Бориса Пастернака: поэзия и живопись. Коллектив журнала «Виноград».
Основные мотивы лирики Б. Пастернака. http://www.litra.ru/
«Рождественская звезда». Текст и подтекст. Олег Лекманов.