Слайд 2Искусство графики – это процесс
художественной организации поверхности.
Слайд 3Для графики очень важна фактура поверхности, в отличие
от живописи, где
поверхность закрывается грунтом.
Даже
на
оттиске
видны
линии
резца.
А. Карраччи.
Поклонение
пастухов,
1606
Слайд 4Искусство графики делится
на два больших вида:
рисунок
и печатная графика (гравюра).
А. Дюрер.
Оплакивание
Христа,
1522
А. Дюрер.
Оплакивание Христа,
1507
Слайд 5Э. Мане.
Кошачье свидание,
1868
(гравюра на камне)
А. Мантенья.
Вакханалия,
ок. 1494
(гравюра
на металле)
Тициан.
Портрет
Пьетро Аретино,
1538
(гравюра на
дереве)
В зависимости от материала
поверхности различают
три вида гравюры.
Слайд 6В выпуклой гравюре
значимые элементы
изображения
приподняты
над фоном.
Так работают по дереву
в технике ксилографии.
Слайд 7Ксилограф формирует изображение из линий и пятен.
Тициан. Поклонение пастухов, ок.
1532-36
Слайд 8Особенности дерева
диктуют художнику
большую степень
обобщенности
образа.
А. Альтдорфер.
Жертворприношение
Авраама,
ок. 1520-25
Слайд 9В технике кьяроскуро
(«светотень») изображение
печатают с нескольких
досок, каждая из которых
соответствует
определенной
градации светотени
или
отдельному цвету.
Образ здесь создается,
в основном,
при помощи пятен.
Л. Кранах Старший.
Святое семейство
на
пути в Египет,
1522
(кьяроскуро в две доски)
Слайд 10В технике торцовой (тоновой) гравюры
изображение вырезается на поперечном срезе дерева.
Это
позволяет
активно
использовать
мелкие
пересекающиеся
линии и
создавать
очень точные
изображения.
Т. Бьюик.
Сова,
конец XVIII века
Слайд 11Выпуклая гравюра
по линолеуму
получила
распространение
с конца XIX века,
благодаря простоте
исполнения
и доступности
материала.
Слайд 12Линолеум – очень мягкий и податливый материал,
позволяющий свободно резать его
любым резцом.
И. Крусамёджи.
Ворон,
сер. XX века
И. Голицын.
На балконе,
1958
Х. Бенёр.
Дуб,
1975
Слайд 13В углубленной
гравюре
значимые элементы
изображения
опущены ниже
уровня фона.
В технике
углубленной гравюры
работают
по металлу
(резцовая гравюра, офорт).
Слайд 14Резцовая гравюра на металле выполняется тонкими
резцами (штихелями). Образ создается с
помощью
перекрестных штрихов.
А. Карраччи. Пьета, 1598
Слайд 15В технике офорта (от франц. eau-forte – азотная кислота)
используют кислоты,
которые, воздействуя на металл,
оставляют углубления.
Ж. Калло.
Маски dell’arte,
ок. 1622
Слайд 16Часто мастера офорта печатают рисунок с нескольких
«досок», добиваясь разной четкости
линий для передачи
эффекта воздушной перспективы.
Ш. Добиньи.
Вид
в окрестностях
Субиако,
1840
Слайд 17Техника плоской гравюры
основана на свойстве
разных частей
поверхности
принимать или
отталкивать краску.
В технике плоской
гравюры
работают
по камню
(литография).
Слайд 18Рисунок на литографском камне наносят специальным
жирным карандашом. Это позволяет приблизить
технику
гравюры к простому рисунку.
В. Ван Гог.
Едоки
картофеля,
1885
Слайд 19Оттиски
с литографского
камня
получаются
мягкие,
слегка
бархатистые.
Э. Дега.
Женщина
с веером,
ок. 1878-79
Слайд 20Благодаря простоте техники литографию часто используют
для оформления печатной продукции.
О. Домье.
Вид из подвала на мир наверху, 1856
Слайд 21Во время работы
художник-гравер
проверяет изображение,
создавая пробные оттиски,
которые называют
«состояниями».
Они позволяют проследить
стадии работы
мастера.
Х. Голциус. Аркадский пейзаж, 1591
Слайд 23Исторически первым жанром гравюры стала
книжная иллюстрация.
Датский ксилограф 1790 года.
Картинки-наклейки для
книжных обложек.
Слайд 24Буквы и иллюстрации
часто вырезали
на одной
деревянной доске.
Это создавало
единство стиля.
Ф. Бреннон.
Гайд-парк
и
Хрустальный дворец,
1851
Слайд 25Очень рано техника гравюры стала использоваться
в жанре карикатуры. Она позволяла
быстро размножать
«насмешливые листки».
О. Домье.
Мороженое,
1837
(литография)
О. Домье.
Председатель,
1833
(литография)
О. Домье.
Шпик,
1835
(литография)
Слайд 26В XX веке технику гравюры использовали
в жанре плаката, создавая яркие,
броские образы.
Слайд 27Изысканным жанром, использующим технику гравюры,
является экслибрис – специальный книжный знак,
указывающий
на владельца книги.
Ex libris
(латинский) –
из книг.