Слайд 1И.П.Аргунов.
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Слайд 3Народный костюм – тем, неизменно волнующая художников-модельеров. Созданный многовековой творческой
фантазией, он необыкновенно красив. Нет ни одного художника, который в
своем творчестве не обращался бы к этому богатейшему материалу.
Слайд 4Знакомясь с традиционной народной одеждой, мы открываем для себя удивительный
духовный мир, отразившийся в ней. Ее нарядность образная насыщенность, сродни
богатому народному языку, былинам, песням.
Слайд 5В народном костюме нашли воплощение мечты о счастье в образе
птицы. Эстетическое представление о русской женщине неотделимо от этого символа
добра и благополучия в славянской культуре: лебедушка, лебедь белая, пава, утушка.
Слайд 6Климатические условия, хозяйственный уклад, местные культурные традиции и обычаи оказывали
определенное влияние на состав, покрой, особенности орнаментации костюма.
Праздничный женский костюм
Архангельской губернии
Праздничный женский костюм Рязанской губернии
Слайд 7В женском народном костюме выделяют четыре четко выраженных комплекта. Наиболее
архаичен по происхождению комплект, состоящий из рубахи с поневой. Он
был распространен в центральных и южнорусских губерниях.
Слайд 8Понева делалась , как правило, из нескольких полотнищ домотканой, часто
клетчатой ткани, преимущественно синего, черного или красного цвета. Их сшивали
боковыми кромками в четырехугольник, собранный на вздержку. Были поневы распашные и глухие с прошвой – вставным полотнищем из однотонного материала.
Слайд 9Северорусский комплект состоял из рубахи с сарафаном. Косоклинный распашной сарафан
застегивался спереди на длинный ряд пуговиц.
Слайд 10Покрой прямого сарафана черезвычайно прост. Он сшивался из прямых полотнищ
ткани, собранных на груди под обшивку.
Слайд 11Сарафаны подпоясывали кушаком или пояском с распущенными длинными концами.
Слайд 12Комплект женской одежды из рубахи и полосатой или клетчатой юбки-андарака
получил распространение в отдельных уездах Вологодской, Курской, Орловской, Рязанской, смоленской
губерний.
Слайд 13Распашное платье-кубелек носили в районах Дона и Северного Кавказа. Посмотрите,
здесь явно чувствуется влияние восточного костюма.
Слайд 14Для традиционной русской одежды характерен прямой, свободный покрой, значительная длина
юбки и рукавов.
Слайд 15В народном костюме соблюдалось деление на повседневную рабочую одежду из
прочных, скромно орнаментированных тканей и праздничную – яркую, из дорогих
материалов, богато орнаментированную, с большим количеством деталей.
Слайд 16Она часто имела четко выраженное назначение. Девушки старались нарядно одеться,
например, для выполнения совместных домашних работ. Парни в этих работах
не участвовали, а развлекали мастериц-рукодельниц и кулинарок, выбирая себе невест.
Слайд 18С особым усердием, любовью, выдумкой готовилось свадебное платье, ведь свадьба
была самым важным событием в жизни женщины.
Слайд 19Праздничный наряд новобрачной.
Вологодская область
Слайд 21Праздничным ритуалом был выход в поле в первый день жатвы
или покоса. Мужчины и женщины надевали нарядно вышитые рубахи.
Слайд 22Костюм всегда подчеркивал семейные и возрастные отличия. Так, в южных
районах единственной одеждой девочки до 15 лет была рубаха. Она
представляла собой основу всякого женского и девичьего одеяния, его древнейший общеславянский элемент. Шилась она из прямых полотен шерстяной, конопляной или шелковой ткани.
Слайд 23Талия в традиционном женском костюме не подчеркивалась, а скрывалась под
богато орнаментированными навершниками.
Слайд 24Поверх сарафана часто надевали передник,
Слайд 25шушун или шушпан
(тип распашной кофты).
Слайд 29Девичьи головные убор (венцы, обручи, повязки) оставляли открытыми волосы и
теменную часть головы, они завязывались лентами или тесемками.
Слайд 30Материалом для их изготовления служили ткани, тесьма, ленты, пуговицы, бисер,
перья. Северные головные уборы декорировались речным жемчугом или колотым перламутром,
вставками из камней и стекла.
Слайд 31Во время брачной церемонии голову невесты украшала «коруна» – плотный
венец с позументом, над которым выступал ажурный венок.
Слайд 32Женские головные уборы полностью скрывали волосы. Основной разновидностью южнорусских головных
уборов была «сорока», которая в зависимости от формы, плоской или
имитирующей рога, называлась кичкой или рогатой кичкой.
Слайд 36Наиболее пышно украшались головные уборы молодых женщин до рождения первого
ребенка. С возрастом узор становился более простым и сдержанным по
орнаменту и цвету.
Слайд 37В большинстве губерний носили кокошники с платками. Вышитыми золотыми и
серебряными нитями.
Слайд 38Женский костюм дополнялся различными украшениями из жемчуга, цветных стеклышек, фольги.
Слайд 39Широко использовались вышивка, узорное ткачество.
Слайд 40Одежда мужского населения России по сравнению с женской, была менее
разнообразной. Основные ее компоненты – рубаха, порты, пояс. Как правило,
их шили из льняной, конопляной или шерстяной ткани.
Слайд 41В праздничном мужском костюме, как и в женском, имелись разные
элементы украшения.
Слайд 43Детский костюм почти полностью повторял в покрое и орнаментации взрослый,
но состоял из меньшего количества предметов, был менее сложным в
исполнении и делался из более доступного материала.
Слайд 44Художественные традиции народного костюма сохраняются во всех видах народного творчества
и в наши дни.