Слайд 1Искусство и ремесло:
Разработка тематического направления ИС-2018
Музыка должна
высекать огонь из людских сердец.
Людвиг Ван Бетховен
Тетеревятникова Н.Ф., ГБОУ
РО НШИ ПЛП, учитель
Слайд 2Рекомендации ФИПИ
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений
искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о
миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Слайд 3Рекомендации ФИПИ
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного
труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к
искусству и ремеслу.
Слайд 4 Что такое ИСКУССТВО?
Творческое отражение, воспроизведение
действительности в художественных образах. Умение, мастерство, знание дела.
Самое дело, требующее такого умения, мастерства.
Слайд 5 Что такое РЕМЕСЛО?
Профессиональное занятие изготовление изделий
ручным, кустарным способом.
Слайд 6Значения и ассоциации
Талант/бесталанность, бездарность.
Истинный/мнимый талант
Ремесленники/художники
Гений / подёнщик
Мастер, искусный мастер
/ халтурщик
Феномен творчества, вдохновение; роль труда, созидания в жизни человека
Слайд 7Круг проблем
Что есть истинное искусство?
Искусство и ремесло: в чем разница?
Где заканчивается искусство и начинается ремесло?
Можно ли растратить талант?
Почему люди предают свой талант?
Какова роль искусства?
Почему гении зачастую остаются непризнанными?
Почему люди не могут оценить настоящее искусство по достоинству?
Слайд 8А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
Герои всегда состязались
в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент
усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше.
Слайд 9М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Слайд 10Мастер
Мастер – подлинно одаренный литератор, его
роман написан мастерски и отражает вечные проблемы, отвечая на глобальные
исторические и религиозные вопросы.
Мастера сначала освистали рецензенты, затем и вовсе упекли в сумасшедший дом услужливые стражи порядка. Настоящее искусство часто подвергается гонениям власти и толпы, так как оно говорит о важном, а не о том, что люди хотят слышать.
Слайд 11Иван Бездомный
Пример ремесленника в искусстве это поэт Иван Бездомный, который
и сам признает, что пишет плохие стихи. Иван не отличается
начитанностью и образованностью, но легко рассуждает о религии и отрицает существование Бога. Он пишет такую ерунду, что редактору даже приходится просвещать молодого человека, чтобы тот хотя бы не опозорился из-за своего откровенного невежества. Но Иван упорно слагает целые поэмы, ежедневно, как на работу, идет к столу и начинает «творить». Разумеется, бездарного человека, который угоден власти, обласкали журналы и критики. И он так и остался бы при своей конформистской литературной карьере, если бы не судьбоносная встреча с Воландом, который убедительно доказал герою, что он понятия не имел о том, что так насмешливо описывал.
Слайд 12Почему оба оказались в психушке?
Слайд 13Л. Н. Толстой. «Война и мир».
Пение Наташи
Николай
Ростов, проиграв Долохову в карты большую сумму, просто не видел
выхода из сложившейся ситуации. Карточный долг необходимо заплатить, но таких огромных денег у молодого офицера не было. В этой ситуации у него оставался, пожалуй, единственный вариант развития событий – самоубийство. От мрачных мыслей героя романа отвлек голос сестры.
Слайд 14Наташа разучивала новую арию. В этот момент Николай, заворожённый музыкой,
очарованный красотой Наташиного голоса, забыл о проблемах, что ещё минуту
назад казались ему неразрешимыми. Он слушал пение и переживал о лишь том, возьмёт ли девушка верхнюю ноту. Её нежный голос, очарование волшебной мелодии вернули Николая к жизни: герой понял, что, кроме невзгод и печали, в мире есть красота и счастье, для них и стоит жить. Вот что творит настоящее искусство!
Слайд 15«Вот оно, настоящее» — думал Николай о музыке, в которой
растворялись все переживания и невзгоды. Таково действие искусства на душу
человека, и это влияние нельзя недооценивать.
Слайд 16А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
Гробовщик Яков Иванов подрабатывает скрипачом вместе со своим
товарищем евреем Ротшильдом. Второй часто фальшивит, чем раздражает друга. Но
сам Яков не относится к музыке серьезно, лишь только после смерти жены, узнав, что и ему осталось жить недолго, играет на скрипке проникновенно, вызывая у окружающих слезы. Гробовщик завещает инструмент другу еврею и умирает. Ротшильд, проникшийся до глубины души услышанной мелодией, воспроизводит ее на подаренной скрипке. Композиция приносит ему славу и признание.
Слайд 17В. Короленко «Слепой музыкант»
Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и
осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели,
сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье.
Слайд 18О’Генри «Последний лист»
Заболевшая пневмонией девушка совсем потеряла
надежду на выздоровление.
Наблюдая за тем, как за
окном опадает плющ, она решает, что умрёт, когда с его ветки слетит последний листок. Старый сосед-художник Берман, узнав о её намерениях от подруги героини, решает обмануть судьбу. Ночью, во время холодного осеннего дождя и сильного ветра, он создаёт свою главную картину, настоящий шедевр: рисует маленький листочек плюща на кирпичной стене дома напротив. Утром Сью видит, как всю ночь смело сражался с бурей храбрый последний лист. Девушка тоже решает взять себя в руки и поверить в жизнь. Она выздоравливает, благодаря силе любви, что вложил в своё произведение старый художник, а значит, благодаря искусству.
Именно оно дарит ей возможность жить дальше, поверить в себя и быть счастливой. Таким образом, искусство играет важнейшую роль в нашей жизни. Оно дает возможность выражать свои чувства и мысли, объединяет самых разных людей, помогает жить.
Слайд 19Темы сочинений:
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
В чём ценность искусства?
В
чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
Согласны ли вы с высказыванием
П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?
Какова роль искусства в развитии человечества и в жизни человека?
Чем настоящее искусство привлекает человека?