Слайд 1Искусство средневекового витража
Урок МХК в 10 классе
Автор учитель МОУ СОШ
№ 20 г.Ухта РК СТРАХОВА Нина Павлиновна
Слайд 7Итак, какой вид искусства был представлен?
Слайд 8витраж
Витраж (от лат. vitrum и фр. vitre – стекло) –
уникальный по силе своего художественного воздействия на зрителя и многообразию
эффектов вид художественного и декоративного творчества.
Слайд 9План урока
1.История витража.
2.Искусство создания витража.
3.Практическое занятие: изготовление витража.
Слайд 10История витража
История возникновения витража теряется в седой древности. Археологические изыскания
свидетельствуют, что попытки изготовления витражного стекла предпринимались в древнем Вавилоне,
Египте, Греции и Риме.
Слайд 11История витража
На территории древнего Карфагена найдены стеклянные обломки, указывающие на
то, что свои первые шаги искусство витража осуществляло там более
пяти тысяч лет назад. Эллинистическому миру рубежа старой и новой эры история возникновения витража была обязана техникой цветного катанного стекла наподобие миллефиоре флорентийского Возрождения.
Слайд 12История витража
Примерно в I в. До Р.Х. в Сирии возникла
стеклодувная техника, которая произвела переворот в стекольном производстве. Стеклодувная трубка
позволила изготовить полый стеклянный шар (банку), который затем можно было проколоть и получить относительно ровную пластину. Подобной техникой изготовления листового стекла пользовалось еще искусство витража в средневековье и в эпоху Ренессанса.
Слайд 13История витража
История появления витража в том смысле, который мы придаем
этому слову сегодня, связана, прежде всего, с распространением христианства. Считается,
что впервые полноценные витражные окна были созданы в Византии при строительстве храма св. Софии Константинопольской в VI веке. По свидетельству современников, витражное искусство той эпохи ограничивалось использованием кусочков стекла различной формы и диаметра, вмазанных в прорези на доске, которой застраивался оконный проем.
Слайд 14В Европе того времени, еще не знавшей стекла, использовались тонкие
пластины камня – алебастра, или селенита. Однако именно в европейском
храмовом зодчестве в XI веке раннее искусство витража достигло небывалых дотоле высот. Началом следующего века датируется и первый трактат по витражному искусству.
Описанная в 1100 году германским монахом Феофилом технология создания витражей до сих пор применяется в витражном искусстве как классическая. Классический витраж формировался из сотен кусочков цветного стекла, соединенных между собой н – образными свинцовыми переплетами, которые затем спаивались по стыкам. Способ получения стекла разных цветов посредством добавления в расплавленную стеклянную массу красочных пигментов пришел в Европу с Востока. Для проработки мелких деталей например, лиц при создании фигуративных композиций использовали особый глазирующий состав на основе стеклянного порошка – гризайль. Расписанная гризайлью витражная пластина подвергалась обжигу, в результате которого глазурь прочно вплавлялась в стекло.
Слайд 16История витража
Развитие витражного искусства в храмовом зодчестве раннего средневековья неотделимо
от общей концепции христианского богослужения, от смысла литургического действа. Храм
– это место, где земное и небесное сливаются в неразрывном метафизическом единстве. Витражи, наполняющие его таинственным мерцанием, бросающие повсюду цветные блики – символизируют сияние горнего мира, божественный свет. В сумраке романских базилик свечение витражных панно должно было вызывать чувство чего-то трансцендентного, космического, повергать набожных прихожан в священный трепет…
Слайд 17История витража
Одним из наиболее древних образцов витражного искусства раннего средневековья
является голова Христа из Эльзаса. Значительнейшими памятниками истории витражного искусства
той эпохи – французские соборы в Шартре и Пуатье
Слайд 18История витража
В конце XII столетия на смену романскому – византийскому
стилю в Европу приходит свой собственный, готический стиль, начало которому
было положено аббатом Сугерием, руководившим в 1144 году возведением апсиды королевской церкви аббатства Сен-Дени. Новые архитектурные принципы готического храмового зодчества позволили максимально расширить пространство, занятое окнами, а, следовательно, витражами. Готическое искусство витража средних веков в сравнении с романским становится более монументальным. Совершенствуются технологии производства, появляются ранее неизвестные архитектурные элементы, успешно декорируемые витражами – например, круглые готические окна-розетки. Искусство витража средних веков ярко расцветает во Франции, Англии и других странах. Наряду с традиционными иконописными темами и сценами Священной истории, готическое витражное искусство обращается к сюжетам истории светской: деяниям королей, и пр.
Слайд 19История витража
Значительнейшими памятниками искусства витража средних веков являются Нотр-Дамм в
Париже и Кентерберри, соборы в Бурже, Шартре, Сансе, Амьенне, и
пр. Светская история витражного искусства этого периода ознаменована появлением французского лучистого стиля – орнаментальной росписи гризайлью по белому стеклу.
Слайд 20История витража
В эпоху Возрождения страной, где история развития витража достигла
наивысшего расцвета, стала Италия. История возникновения витража принципиально нового типа
в Италии XIV-XV веков связана, во-первых, с новыми реалистическими приемами изобразительного искусства, основанными на применении перспективы и светотеневой моделировки, а во-вторых, с новыми техниками производства витражного стекла. Теоретически обоснованные Джотто, Ботиччелли, Микеланджело и другими художниками принципы возрожденной иллюзионистической живописи античности открыли витражному искусству новые изобразительные средства.
Слайд 21История витража
Использование серебряной протравы и прочих химических веществ усовершенствовало технологию
производства витражного стекла, позволив не добавлять красочный пигмент в расплавленную
массу, а надежно окрашивать уже готовые пластины белого стекла в оттенки желтого или красного цвета. Эти, и им подобные новшества технологии дали художникам возможность сделать витраж более изобразительным, картинным, за счет уменьшения количества свинцовых переплетов между стеклянными пластинками.
Слайд 22История витража
Также, в эпоху возрождения в изготовлении витражей стала применяться
пескоструйная техника, позволившая добиться различных фактур поверхности стекла. История витража
XV-XVI веков отмечена огромным разнообразием техник, изобразительных средств, приемов. Придя из Италии, витраж ренессансного типа вскоре распространился по всей Европе. Крупнейшие стеклодельческие центры возникли в Англии, Нидерландах, Бельгии и пр
Слайд 23История витража
Такие витражные мастера как голландцы Дирк и Вутер Крабеты
дополнили широкую свободную манеру южного итальянского Ренессанса северной сдержанностью и
декоративностью. Замечательными памятниками витражного искусства Возрождения являются Миланский и Брюссельский соборы, собор св. Этьена в Бове, церковь св. Иоанна в Гоуда и другие.
Слайд 24История витража
XVI-XVII века – эпоха, когда история развития витража начинает
клониться к упадку. Техника набора из кусочков цветного стекла постепенно
полностью вытесняется росписью, в том числе и непрозрачными эмалями. Утрачиваются секреты старых мастеров, приходят в запустение крупнейшие стеклодельческие центры в большинстве стран западной Европы; витражное искусство переживает полный упадок, длившийся вплоть до начала XIX века.
Слайд 25Искусство создания витража
Что необходимо мастеру для создания витража?
1.рисунок,который прорисовывали чёрной
краской по контурам разреза;
2.маленькие кусачки, чтобы «откусывать» кусочки стекла;
3.свинцовая проволока
для крепления кусочков разноцветного стекла.
Слайд 51Инструменты современного витражиста