Слайд 1Искусство топиари
Автор: Салимова М.Г.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия
г.Сафоново
Смоленской обл.
Слайд 2 Искусство топиари
ТОПИАРИ – древнее искусство художественной
обрезки
и придания декоративных форм кронам
деревьев и кустарников
Слайд 3 Это старейший вид садово-паркового искусства, который
очень популярен на Западе. Это искусство фигурной стрижки деревьев и
кустарников, в результате которой создаются самые причудливые и удивительные фигуры и скульптуры для ландшафта, необычные зеленые изгороди.
Слайд 4Слово имеет греческие и латинские корни:
греческое слово – topis
означает – усадьба,
а латинское topia – фреска с изображением
ландшафта, topiarus – более подходящее – садовод.
ю
Слайд 5А знаете ли вы, что скрывается
за красивым словом «топиари»?
Топиари — это
деревья и кустарники, которые постоянно стригут для придания им определенной формы. За основу древние садоводы брали пряморастущие вечнозеленые растения с большим количеством мелких листиков или иголок. Путем тщательного ухода из них формировали большие шары, колонны, беседки и т. д. во дворцах древних правителей.
Слайд 6История топиарного искусства.
Искусство топиари насчитывает многовековую
историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими
корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.
Слайд 7А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло
такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего
мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.
Слайд 8 Есть мнение, что родоначальником этого удивительного
приема был присматривающий за угодьями Цезаря садовник по имени Калвена.
Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые скульптуры.
Слайд 9 Позднее Калвена вырезал из
большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен. В
римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, он передавал свои знания только лучшим ученикам. Вскоре появились даже школы «фигурного» искусства.
Слайд 10С экспансией распространилась и модельная стрижка. Вскоре появились даже школы
«фигурного» искусства. А садовников называли topiaries. Из Римской империи
традиции топиари распространились по Европе.
Слайд 11После распада Римской империи топиари начало культивироваться духовенством. Монахи, которые
всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для
медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.
Слайд 12Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства: топиари повторяли в
саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр в живой изгороди
и длинных прогулочных аллеях. Многие образцы таких садов сохранились в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др.
Слайд 13Прогрессивные садоводы оформляли дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями,
узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился британский стиль.
Слайд 14 В России же подобное мастерство
распространилось при Петре I. Он приказал садоводам своего двора немедленно
изучить все тонкости этого дела, зачем и отправил их заграницу. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать отечественные аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.
Слайд 15 Одновременно художественная стрижка растений развивалась и
на Востоке и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать
гостей в саду, если там не поработал архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры и даже статуи Будды. Но все же это действо отличалось от топиарного искусства других стран.
Слайд 16В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и
практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху
на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером.
Слайд 17Садово-парковое искусство является критерием оценки благосостояния и общего культурного развития
общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая
в бережно охраняемое национальное достояние.
Слайд 18 Следует отметить, что эти композиции
хорошо смотрятся только на больших пространствах. Хотя и владельцы шести
соток размещают у себя мини-скульптурку, выполненную вполне фигурно. Так что обладатель любой площади может почувствовать себя королем и получить свой собственный Версаль.
Слайд 19В настоящее время топиарное искусство вносит определенную структуру в современный
дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией и добавляет
привлекательный контраст.
Слайд 20Топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности,
и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать
популярность.
Слайд 21Еще больший эффект будут производить стриженые растения, если у них
будет различная окраска листвы. Одним словом, в данном искусстве основным
ограничением является только фантазия дизайнера, так как возможностей просто море.
Слайд 22Но особую популярность топиари получили в развлекательных центрах, отелях и
на курортах, где упор на искусное садовничество стал одной из
современных стратегий привлечения посетителей
Слайд 23В американском «Диснейленде» на каждом шагу растут зеленые персонажи диснеевских
мультфильмов.
Слайд 25Ресурсы:http://leonid-janush.blog.tut.by/2011/09/11/topiari-drevnee-iskusstvo/