Слайд 1Урок-презентация в 5 классе по ИЗО программа Б.М.Неменского.
Автор: Рябова Алена
Сергеевна
Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие промысла.
Слайд 2Цель: познакомить учащихся
с искусством Гжели.
Задачи: научить учащихся методам, принципам
и техническим приемам работы,
расширить эстетические познания
о народном искусстве,
развить индивидуальные творческие способности, воспитать любовь к искусству.
Слайд 3Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов не только
в Московской области, но и во всей России.
При слове
«гжель» мы сразу представляем белую керамическую
посуду, расписанную синими и голубыми узорами.
Гжельский фарфор – это не только чайные сервизы, вазы, предметы для сервировки, но и
украшения для интерьера, сувениры
разнообразной формы и
размера.
Слайд 4От истоков до наших дней…
Если быть точным с исторической точки
зрения, то под этим названием нужно понимать целый район, в
который входит более двадцати деревень. Это место находится очень близко от Москвы и на данный момент входит в состав Раменского района Московской области.
Слайд 5 Уже в прошлом веке пытались установить связь между промыслом и
странным названием местности. Объяснение вполне логичное. Занимались обжигом посуды, и
поэтому все производство получило название «Жгель». С течением времени согласные поменялись, и появилось уже привычное название «Гжель», которым потом и назвали самый занятый этим производством район.
В исторических документах упоминания о Гжели датированы еще 1328 годом. Во времена Ивана Грозного она уже значилась в качестве государственных дворцовых волостей.
Слайд 6Еще во время правления Петра 1 предпринимались попытки к организации
производства художественной керамики. Результаты данных усилий проявились только к 18
веку. Да этого момента здесь изготавливали совершенно обычную посуду.
Слайд 7С 18 века в Гжели освоили изготовление майолики, которая в
России имела название ценина, а в Европе ее называли фаянс.
Цветовая
гамма росписи была
довольно скудной. Здесь применяли
синий, белый, лиловый, желтый и
зеленый цвета.
Самым большим достижением
мастеров того времени считаются
изображения птиц.
Слайд 8Уже в начале 19 века появляется и полуфаянс, который считается
более прочным и легким в обработке. Полуфаянсовые изделия отличались более
строгими формами. Изделия уже создавались более совершенные.
Цветовая гамма данной группы изделий подбиралась достаточно долго. Применяли синий и зеленый цвета. Затем попробовали использовать только коричневый. Решено было остановиться на синем цвете. Раз стали использовать для украшения изделий только один цвет, то пришлось и совершенствовать технику нанесения рисунка.
Слайд 9Затем появился фаянс. Он имеет тонкий черепок белого цвета, который
покрывают прозрачной глазурью. Для данного вида керамики в Англии даже
разработали особый метод переводной печати.
Полихромные рисунки имели выразительные акценты, все так же видна плоскостность изображения. Появляется печатный рисунок. Здесь уделялось основное внимание именно качеству технического исполнения. Это была сложная композиция. Вокруг основного сюжета изображался растительный орнамент. Фон выполнялся в широкой гамме градаций цвета. Стали изображать и военные сцены.
Слайд 10Конец 19 и начало 20 века явилось периодом, когда гжельская
керамика перестала развиваться. В этот момент кустарное производство приходило в
упадок.
Современные гжельские изделия начинают появляться лишь в конце 40-х годов. Здесь большую роль играет уже научная основа.
А. Салтыков возглавил эту работу. Именно он является знатоком и исследователем гжельской керамики.
Основой стали полуфаянсовые изделия, которые датировались первой половиной 19 века, ведь именно этот период считается наиболее ярким в гжельском искусстве.
Слайд 11В 1970-х годах наблюдается заметное расширение выпускаемого ассортимента изделий, тематики
их росписи.
Теперь основным становится кистевое письмо. Центральный рисунок перестал был
единичным. Теперь это целая композиция.
Слайд 12Восстанавливать майоликовые изделия 18 века также начали лишь в середине
1940-х годов. Основная работа происходила в 70-х годах.
Слайд 13Сегодня массовое производство гжельской керамики – это многочисленные мастера и
ручной труд.
Современные стилевые особенности при производстве гжели – применение на
фарфоре подглазурной синей кобальтовой краски.
Слайд 14Основные элементы
гжельской росписи -
«широкая и узкая полоса»,
«точка», «волна»,
«кустик»,
«лепесток», «сетка»,
«листок».
Слайд 17Практическая работа
Нарисовать и расписать посуду
используя элементы росписи Гжель.
Слайд 181.http://aplik.ru/shkolniku/10-klass/gzhel-iskusstvo-narodnogo-promysla/
2. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/12/20/iskusstvo-gzheli
3. http://www.artvek.ru/dekor07.html
4. http://www.vertikal-pechatniki.ru/bibl/marshrut/gzhel.htm
Список литературы