Слайд 1Кино как вид искусства
Урок МХК в 9 классе.
Слайд 2Проблемные вопросы урока:
Какова история кинематографа?
Кто может назвать имя человека, который
изобрел кинематограф?
Как назывался первый фильм?
Кого считают «королем немой комедии»?
Слайд 3«…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж
не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то
ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение».
М.Горький
Слайд 4Своим появлением в мире кинематограф произвел настоящий фурор.
Его считали настоящим
чудом, началом новой эпохи в истории человечества.
Движущиеся картинки вызывали
бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоёв общества.
У кого-то восхищение, у кого-то удивление, а у кого-то даже страх.
Слайд 5Кинемато́граф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος — движение и
греч. γραφω — писать, изображать; то есть «записывающий движение») —
отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф (от фр. cinématographe, устар.) и кинематогра́фия.
Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.
Слайд 6Основные этапы развития кинематографа
Конец XIX в. — создание кинескопов,
биоскопов, витаскопов и др. примитивных видов кинопроекторов.
1894 —
изобретение немого кино. Демонстрация изобретения в США Т. Эдисоном, в Англии Р. У. Поллом.
1895 — изобретение синематографа (соединение пленки с проекционным фонарем) братьями Огюстом и Луи Люмьерами. Появление первых документальных фильмов братьев Люмьер («Прибытие поезда», «Поливальщик» и т. д.) Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1895 г. положило начало успешному развитию кино в XX в. Первый фильм « Прибытие поезда». За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом XX.
Слайд 7
На первом сеансе братьев Люмьер присутствовал человек, который поверил в
будущее кинематографа гораздо больше, чем его первооткрыватели. Этим человеком был
фокусник и иллюзионист Жорж Мельес. Именно он сделал следующий шаг в истории киноискусства. Получив отказ братьев Люмьер на
приобретение их киноаппарата, он вскоре по собственным чертежам заказал камеру и приступил к производству фильмов с короткими бытовыми сценками.
Очень скоро он понял возможности нового зрелища и значительно расширил их, используя свой талант иллюзиониста.
Его главное открытие — эффект «стоп-кадра».
Одним из первых Мельес сделал попытку перейти от черно-белого к цветному кино.
Братья Люмьер
(Огюст слева, Луи справа)
Слайд 9Вклад Мельеса в киноискусство огромен. Волшебник и маг, он первым
понял силу зрелищности кинематографа, его бесконечные возможности. Он первым стал
экранизировать литературные сюжеты, его считают родоначальником многих кинематографических жанров.
Французские киноведы разделяют историю кино на два потока — от Люмьера и от Мельеса. От Люмьера — неигровое кино, хроника, показывающая реальную жизнь в ее собственных формах. От Мельеса — игровое кино, воссоздающее жизнь при помощи сюжета, актеров, декораций.
Слайд 10
1907—1908 — применение режиссером Ж. Мельесом технических трюков
в кино (макеты, двойная экспозиция, комбинированные, замедленные и убыстренные съемки
и т. д.). Съемки фантастических серий («Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное»), съемки кинофеерий («Красная Шапочка», «Золушка», «Монстр» ).
Слайд 11В 1902 г. выходит один из лучших его фильмов -
"Путешествие на луну". В этом фильме Мельес применил причудливые эффекты,
сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. В нём Мельес соединил легкий наивный юмор театральной буффонады и загадочную фантастическую сказку, рассказывающую о приключениях нескольких чудаков-астрономов, отправившихся в пушечном снаряде на луну. В основе сценария — эпизоды романов "От земли до луны" Жюля Верна и "Первые люди на луне" Уэллса. Из первого Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. Из второго — большую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами...
Слайд 12 1907 — изобретение профессором Петербургского технологического института Б. Л.
Розингом электрон но-лучевой трубки (кинескопа).
1908 — создание первого
рисованного (мультипликационного) фильма во Франции.
1911 — Розинг впервые в мире осуществил в лабораторных условиях передачу изображения на расстояние нескольких метров (прообраз телевидения).
1914 — создание новых жанров кинематографа (детектив, комический фильм, вестерн, многосерийный приключенческий фильм). Расцвет немого кино в России (режиссеры Я. Протазанов, Е. Бауэр, В. Гардин, актеры В. Холодная, И. Мозжухин, В. Полонский).
1920 — массовое развитие мирового кино благодаря творчеству американских режиссеров Д. Гриффита и Т. Инса. Создание Ч. Чаплиным фильмов, вошедших в золотой фонд мирового искусства («Малыш», «Золотая лихорадка», «Цирк», «На плечо»). Появление в России работ талантливых режиссеров С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, относящихся к наивысшим достижениям искусства XX в. («Броненосец "Потемкин"», «Потомок Чингисхана» и др.).
Слайд 13 Эпоха немого кино
Первые короткометражные фильмы (15—20 метров, примерно 1,5
минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в
комедийной инсценировке братьев Люмьер «Политый поливальщик» отражаются тенденции зарождения игрового кино.
Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами. Хотя первый примитивный цветной фильм (с красно-зелёной гаммой, без синего цвета) вышел ещё в 1922 году, он не впечатлил зрителей. Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм системы «Technicolor» под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году. Первый же полнометражный цветной фильм «Бекки Шарп» американского режиссёра армянского происхождения Рубена Мамуляна вышел в 1935, этот год и принято считать годом появления цветного кино. В СССР первый игровой цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году.
Слайд 14Чарльз Спенсер Чаплин
( 1889-1977 )
«Я верю, что могущество
смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха»
Чарльз Спенсер Чаплин
к/ф «Малыш»
Слайд 151927 — создание первого звукового фильма на киностудии «Уорнер Бразерс»
(режиссер А. Кросленд, фильм «Певец джаза»). В России первые звуковые
фильмы появились в 1931—1932 гг. («Путевка в жизнь» Н. Экка и «Встречный» С. Юткевича и Ф. Эрмлера).
1936 — первые передачи телевидения в России.
1940 — появление в России в продаже первых телевизоров.
1949 — модернизация телецентра на Шаболовке. Осуществление регулярного телевещания в России.
1970 — изобретение кассетного видеомагнитофона—приставки к телевизору.
1973 — начало массового выпуска японской фирмой «Сони» видеомагнитофонов и кассет
1980-е гг. и по настоящее время — внедрение в современное кино электронной техники, использование многоканальных систем записи и воспроизведения звука, использование компьютерной графики и синтезаторов, обеспечение эффекта непосредственного присутствия зрителя в воспроизводимом событии (стереоэффекты, эффект dolby).
Слайд 16Эйзенштейн Сергей Михайлович ( 1898-1948 )
Сергей Михайлович Эйзенштейн -
советский режиссер, сценарист, теоретик кино, педагог, художник. Фильмы: "Стачка" (1924),
"Броненосец "Потемкин" (1925), "Октябрь" (1927), "Старое и новое" (1929), "Александр Невский" (1938), "Иван Грозный" (1946) и др.
Слайд 17Настоящим открытием стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» (1925),
созданный к двадцатилетию первой российский революции. До сих пор этот
фильм, получивший огромное количество международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времен и народов». Причина такого успеха — гениальность его режиссера.
Эйзенштейн внимательно следил за новейшими достижениями мирового кинематографа: они пригодились ему во время съемок фильма. Но главное завоевание Эйзенштейна — это искусство монтажа. Используя опыт Гриффита, он пошел значительно дальше американского режиссера.
Слайд 18Работая над "Александром Невским", Эйзенштейн был увлечен проблемой синтеза музыки
и пластики. Весь год он работал с композитором Сергеем Прокофьевым.
В декабре 1938 года "Александр Невский" был завершен. Режиссеру позвонили ночью от Сталина, потребовали прислать картину. Фильм вождю понравился.
В этой картине, как пишет биограф В. Шиловский, последовательно проведено сопоставление двух масс, двух судеб: судьбы людей, врубающихся в чужую страну, и судьбы людей, защищающих свою землю. Ледовое побоище — истинный центр картины.
Слайд 19В начале XXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения,
появилось понятие «цифровой кинематограф» или «цифровое видео» (англ. digital video).
Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры прямо на цифровой носитель данных.
Произведения кинематографа принято делить на художественные (игровые) и документальные (неигровые) фильмы
Слайд 20Виды:
АГИТФИЛЬМ
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО
КИНОЖУРНАЛ
КИНОХРОНИКА
МУЗЫКАЛЬНОЕ КИНО
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО
НАУЧНОЕ КИНО
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ
КИНО
Виды и жанры кинематографических произведений
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ КИНО
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ КИНО
ПАНОРАМНОЕ
КИНО
СТЕРЕОКИНО
УЧЕБНОЕ КИНО
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (ИГРОВОЕ) КИНО
Слайд 21Жанры:
ВЕСТЕРН
ИСТОРИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
КИНОКОМЕДИЯ
КИНОМЮЗИКЛ
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ (ТРИЛЛЕР)
АНИМАЦИЯ
ДЕТЕКТИВ
ДРАМА
КОМЕДИЯ
МЕЛОДРАМА
МИСТИКА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ФАНТАСТИКА
ФЭНТЕЗИ
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ
ЖАНРЫ — способы отображения окружающего мира на телеэкране: очерк, интервью,
репортаж, телеспектакль, многосерийный телефильм и т. д. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения.
Слайд 22Кроссворд по теме « История развития кинематографа»
По горизонтали:
1.Вид искусства
2.На чем
снимали первые фильм
3.Кто изобрел кинематограф
По вертикали:
1.Режиссер снявший фильм «Броненосец
Потемкин»
2.Певый фильм назывался « Прибытие ….»
3. .Актер-комик немого кино
Слайд 23сюжетное построение фильма, то есть сценарий.
подтолкнула кино к ракурсному видению
человека или события. (Принцип ракурсного видения).
кроме того, принцип монтажного построения.
Разница
между кино и литературой такова: образы в литературе умозрительные, а в кино зрительно-словесные.
опыт построения объёмных декораций.
систему и методику разводки актёров при постановке тех или иных мизансцен.
метод подбора актёров на роль.
На момент зарождения кино, первыми столпами нового искусства стали литература, театр и живопись.
Литература дала кинематографу:
Театр дал кинематографу:
Живопись дала кинематографу:
композицию/построение кадра.
организацию цветового решения.
Слайд 24Вывод:
Кинематограф – это великое изобретение человека, оказавшее огромное влияние на
формирование мировоззрения человека XX века.
Кино – это самый «передовой» вид
искусства, в процессе производства которого сегодня используются огромное количество научных новинок и открытий.
Современный человек, в жизни которого остаётся мало место для героизма, хочет видеть героев на экране. Героем на экране может стать любой человек, сегодня для этого нужно лишь группа хороших программистов, не более.
Кинематограф активно используется в насаждении ценностей страны производителя в других странах. Приводит к дестабилизации социального равновесия в обществе и, в конечном счете, может оказать разрушающее воздействие на всю культуры того народа, который «примеряет» на себя чужие ценности, ценности общества массового потребления.
Кинематограф – универсальное средство для повышения уровня культуры отдельно взятого гражданина.
Слайд 25Домашнее задание:
Подготовить видеоролик на школьную тему, «Мой посёлок», «Мои друзья»,
«Праздники в школе» и т.д.
Создать презентацию на тему
Создать афишу,
рекламку, буклет…
Слайд 26Использованные ресурсы:
http://dmitrfrolov.narod.ru/Melies.html
http://www.k1no.ru/chaplin.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%FC%EC%FB
http://festival.1september.ru/articles/564524/
http://www.sci.aha.ru/ALL/g24.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E0%ED%F0_%EA%E8%ED%EE
http://vospitatel.ucoz.ua/news/kino_kak_vid_iskusstva_urok_khudozhestvennoj_kultury_v_9_klasse/2009-10-11-147
http://www.roman.by/r-91040.html
Слайд 27Презентация подготовлена для урока МХК в 9 классе
учителем ИЗО
и МХК
МБОУ Тогучинского района Горновской СОШ Новосибирской области –
Петровой Оксаной Викторовной