Слайд 1Константин
Васильев (Великоросс)
Слайд 3Константин Алексеевич Васильев (03.09.1942 г. -:- 29.10.1976 г.) – русский
художник, широко известный своими произведениями на военные и былинно-мифологические темы.
Творческое
наследие Константина Васильева, который избрал себе псевдоним "КОНСТАНТИН ВЕЛИКОРОСС", весьма многопланово и разнообразно, насчитывает более 200 произведений живописи и графики.
Помимо работ указанной выше тематики, в нём присутствуют портреты, пейзажи, реалистические композиции, картины батального жанра. Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен - широким использованием красного и серебристо-серого цвета и их оттенков - делают картины Константина Васильева узнаваемыми и самобытными.
Слайд 5Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским
и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические
сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне.
Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович», «Бетховен», «Скрябин», «Римский-Корсаков» и других; графического цикла к опере Р. Вагнера «Кольцо Нибелунгов».
Слайд 6Детские работы
Из книги А.И.Доронина "Руси волшебная палитра"
Слайд 7От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками,
мало бегал с другими ребятишками, но всегда возился с красками,
карандашом и бумагой. Отец часто брал его на рыбалку, на охоту, и Костя рисовал реку, лодки, отца, лесную пасеку, дичь, собаку Орлика, и вообще все, что радовало глаз и поражало его воображение. Некоторые из этих рисунков сохранились.
Слайд 8В 1954 году газета "Комсомольская правда" поместила объявление, что Московская
средняя художественная школа при институте имени В. И. Сурикова принимает
одаренных в области рисования детей. Родители сразу же решили, что именно такая школа нужна Косте - у него очень рано проявились способности к рисованию. Иногородних детей школа принимала в год пять-шесть человек. Костя попал в их число, сдав все экзамены на "отлично".
Слайд 9 Чудом сохранилась одна его удивительная постановка – натюрморт с гипсовой
головой. Почти завершив работу, Костя нечаянно пролил на нее клей;
тут же он снял картон с мольберта и бросил в мусорный ящик. Так бы и исчезла навсегда эта акварель, как и множество других, если бы не Коля Чаругин – тоже интернатский мальчишка, учившийся классом позже и всегда с восторгом наблюдавший за работой Васильева. Он спас и в течение тридцати лет хранил этот натюрморт среди своих самых ценных произведений.
Слайд 10 Характерен сохранившийся небольшой натюрморт того периода – "Кулик", написанный маслом.
В нем явное подражание голландским мастерам – та же строгая
сумрачная тональность, филигранно выписанная фактура предметов. На краю стола, на грубой холщовой скатерти лежит добыча охотника, а рядом стакан с водой, абрикосовая косточка. И прозрачная колодезная вода, и необсохшая еще косточка, и оставленная на время птица – все настолько натурально, что зритель легко может мысленно раздвинуть рамки картины и дорисовать в своем воображении какую-нибудь сопутствующую постановке художника житейскую ситуацию.
«Кулик»
Слайд 11Проучиться Косте пришлось недолго - всего два года. Умер отец
и ему пришлось вернуться домой. Продолжил он учебу в Казанском
художественном училище, поступив сразу на второй курс. Костины рисунки не походили на работы ученика. Любой набросок он делал плавным и почти безотрывным движением руки. Васильев делал множество живых и выразительных рисунков. Жаль, что в большинстве своем они утрачены. Из сохранившихся наиболее интересен его автопортрет, написанный в пятнадцатилетнем возрасте. Плавной тонкой линией строится контур головы. Одним движением карандаша намечены форма носа, изгиб бровей, слегка обозначены рот, точеный изгиб ушной раковины, локоны у лба. При этом овал лица, разрез глаз и что-то еще едва уловимое напоминают "Мадонну с гранатом" Сандро Боттичелли.
Слайд 12Сюрреализм и абстракционизм – творческий поиск
Слайд 13В мучительном поиске себя, Васильев "переболел" абстракционизмом и сюрреализмом. Было
любопытно испробовать стили и направления, во главе которых засверкали такие
модные имена, как Пабло Пикассо, Генри Мур, Сальвадор Дали. Васильев довольно быстро постиг творческое кредо каждого из них и создавал новые интересные разработки в их ключе.
Слайд 15 Несколько дольше продолжалось увлечение экспрессионизмом, относящимся к беспредметной живописи и
претендовавшим на большую глубину. Здесь столпы абстракционизма заявляли, например, о
том, что мастер без помощи предметов изображает не тоску на лице человека, а саму тоску. То есть для художника возникает иллюзия гораздо более глубокого самовыражения.
Слайд 17 Пытаясь постичь суть явлений и выстрадать общий строй мыслей для
будущих произведений, Константин занялся пейзажными зарисовками. Какое многообразие пейзажей он
создал за свою короткую творческую жизнь!
"Берег", 1969 г.
Слайд 18Пейзажные работы занимают важное место в творчестве К. Васильева. Он
делал их и с натуры и по памяти, но чаще
всего в свободной импровизации. Именно так написана "Осень".
"Осень", 1973 г.
Слайд 20«Лесная готика",
« Лесная сказка»
Слайд 21"Заброшенная мельница", 1969 г
"Облако" 1969 г.
Слайд 23Бесспорно, Васильев создал неповторимые по своей красоте пейзажи, но какая-то
новая сильная мысль мучилась, билась в его сознании: "Внутреннюю силу
всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!"
«Дом на опушке»
Слайд 26 «Валькирия над сражённым воином", 1973 г.
Слайд 28"Алеша Попович и красна девица",
1974 г.
Слайд 29По мотивам старинной русской песни.
"Горят, горят, пожары"
Слайд 31"Бой со Змеем", 1973-1974 гг.
"На Калиновом мосту", 1974 г
Слайд 33"Поединок Пересвета с Челубеем", 1974 г.
"Над Волгой ", 1971 г
Слайд 36
"Огненный меч", 1974 г.
Дар Святогора", 1974 г
Слайд 37Былинный персонаж Дунай Иванович в гневе нечаянно убил свою жену
- удалую поляницу (богатыршу) Настасью Микулишну. Вместе с ней погубил
он и дитя свое, чудесного светозарного младенца. Потрясенный случившимся, бросился Дунай-богатырь на свой меч, и кровь всех троих слилась, дав начало великой реке Дунаю. Известно несколько эскизов, вариантов и два больших полотна на эту тему.
"Рождение Дуная" (эскиз 1), 1974 г
Слайд 38
"Рождение Дуная" (эскиз 2),
1975-1976 гг.
Слайд 41"Илья Муромец освобождает узников",1974 г
Слайд 42 "Свияжск", 1973 г.
В период осады Казани (1552 г.) царь Иван Грозный
повелел выстроить на левом берегу Волги, против устья Свияги, крепость,
которая и была возведена в две недели на Столовой горе. После создания Куйбышевского водохранилища город Свияжск оказался на острове.
Слайд 44 "Вольга и Микула", 1974 г.
Встреча былинного богатыря Вольги Святославича и простого крестьянина Микулы
Селяниновича, в чьей переметной суме собрана "вся тяга земная", подлинного
хозяина своей земли, который и пашет, и сеет, и кормит, а когда нужно, и защищает от врагов
Слайд 45 "Илья Муромец и голь кабацкая", 1974 г
Слайд 46 "Бой Добрыни со Змеем", 1974 г.
Герой русских былин - Добрыня Никитич, верный друг и
соратник Ильи Муромца. Один победил он коварного Змея Горыныча, спас
из пещер пленных стариков и деток малых, молодушек и бабок старых, людей русских и иностранцев, а затем и княжну Забаву Путятишну.
Слайд 47 "Садко на дощечке кипарисовой", 1974 г.
"Садко и владыка морской", 1974 г.
Слайд 48"Северняя легенда", 1970 г.
«Один»
Слайд 49"Плач Ярославны",1973 г.
Картина на сюжет "Слово о полку Игореве" является правой
частью триптиха, задуманного, но не завершенного художником, который сознательно использовал
здесь принцип театральной декорации.
Слайд 52 Эта картина - своего рода дань памяти Васнецову, которого Константин
Васильев считал одним из своих учителей.
"Гуси-лебеди"
Слайд 55"П. И. Чайковский"
"М. Мусоргский"
Слайд 59"Портрет сестры Людмилы", 1967 г.
Слайд 61 "Портрет
Ф. М. Достоевского", 1973 г.
Слайд 62 "Нашествие", 1973 г.
Эта картина написана под увертюру к Шестой симфонии Шостаковича.
Слайд 63 Часть триптиха "Прощание славянки", "Маршал Жуков", "Тоска по Родине". В
основу темы этой картины легла мелодия одноименного марша. К сожалению,
незадолго до гибели художник собирался переписать картину и положил холст отмокать. Полотно значительно повреждено.
"Прощание славянки", 1975 г.
Слайд 68Так родились другие работы, ставшие воплощением особого "васильевского" стиля, который
нельзя спутать ни с чем.
«Гадание»
Слайд 69Эта картина является частью триптиха "У окна", "У колода", "У
околицы".
"У окна", 1975 г
Слайд 71 "Великан", 1975 г.
"Человек с филином", 1976 г.
После окончания этой картины Константин Васильев сказал матери:
"Теперь я знаю, как надо писать". Через несколько дней его
не стало...
Слайд 72 Погиб Костя при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия
- был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим
поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.
«Автопортрет", 1970 г.
Слайд 73Художник будет жить, пока живы его картины.
Слайд 74В 1998 году в Москве открылся общественный Музей творчества художника
К. Васильева.
Слайд 75Презентация выполнена
учителем начальных классов
Усть-Соболевской
средней школы
Тернейского района, Приморского края
Крымской Ириной
Валентиновной.