Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИЗО
на тему: «Жанры живописи в русском искусстве на
примере Русского музея»
Выполнила: Собка Т.В, учитель изобразительного искусства МАОУ «Гимназия № 19» г.Миасса.
Слайд 2Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все
ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения
создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; никаких усилий со стороны памяти - все схвачено в одно мгновение. Гоген П.
Живопись
Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Люди с давних времен пытаются разобраться в нем, постичь его тайны, язык, особенности развития. Научиться понимать и интерпретировать произведение искусства – задача не из легких. Этому можно учиться все жизнь.
Живопись (англ. painting, франц. Peinture, нем. Malerei) – вид изобразительных искусств, традиционно занимающий первое место в их триаде (Ж., скульптура, графика). Способность живописи к воспроизведению разнообразных явлений жизни, действительности, с чем связано происхождение самого слова «живопись», прочно вошедшего в русский лексикон с 18 века, определяет ту значительную нагрузку, какую живопись несет прежде всего как искусство изобразительное, изображающее природу, человека, животный мир, события современной общественной или частной жизни людей, из исторического прошлого, мифологические образы, созданные человеческой фантазией.
Слайд 3Жанры живописи
В соответствии с
предметным кругом изображений живопись подразделяется на жанры:
Портрет
Исторический жанр
Бытовой жанр
Мифологический жанр
Батальный
жанр
Пейзаж
Натюрморт
Анималистический жанр
В произведениях живописи нередко встречается сочетание разных жанров или их элементов.
Слайд 4Портрет
В изобразительном искусстве портрет —
это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы
людей. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Портрет — это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету,- передача индивидуального сходства.
Существуют многие разновидности портрета. По характеру изображения выделяются две основные группы:
парадные( репрезентативные)
камерные
Слайд 5 Парадный портрет, как правило, предполагает изображение человека
в рост (на коне, стоящим или сидящим). Фигура обычно дается
на архитектурном или пейзажном фоне.
Слайд 6
В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура обычно
дается на нейтральном фоне. Разновидностью камерного изображения с нейтральным фоном
является интимный портрет, выражающий доверительные отношения между художником и изображенным.
Слайд 7 Портрет, в котором человек представлен
в виде какого- либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного
персонажа называют костюмированным. В зависимости от характера костюмирования различают:
аллегорический
мифологический
исторический
Слайд 8Исторический жанр
Исторический жанр -один из основных
жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым
явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами — бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»); особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. В историческом жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения исторических сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.
Слайд 10Анималистический жанр
Анималистика (Анималистический жанр), (от лат. animal —
животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные,
главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике. Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни).
Слайд 13Бытовой жанр
Бытовой жанр — традиционный жанр изобразительного искусства, определяемый кругом
тем и сюжетов из повседневной частной и общественной жизни человека,
из крестьянского и городского(в прошлом – дворянского, купеческого, разночинного и т.п.)быта. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.
Слайд 16Мифологический жанр
Мифологический жанр (от гр. mуthos —
предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о
которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля. В XVII — начале XIX вв. значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо). В XIX в. мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова). Наряду с темами античной мифологии в XIX— XX вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В начале XX в. символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (М. Дени, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя, С. Коненкова, графике П. Пикассо.
Слайд 20Батальный жанр
Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный
темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре
занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
Слайд 25Пейзаж
Пейзаж(франц. paysage, от pays
- страна, местность), жанр изобразительного искусства, изображение естественной или преобразованной
человеком природы, окружающей среды, земли с ее характерными ландшафтами, видами гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия покрывающей земную поверхность растительности.
В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить:
сельский
городской
архитектурный
индустриальный
морской
речной
Также существуют исторический и фантастический пейзажи.
Слайд 32Натюрморт
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») —
жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой
среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности- от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом.