Слайд 1ЛИНИЯ И ЕЁ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Слайд 2Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий —
длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких.
Слайд 3Характер линии
Линии разные по своему характеру. Можно почувствовать то весомость
и уверенность, то беглость и поспешность линий.
Слайд 4Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной.
Слайд 6Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на
бумаге, или быть линией - росчерком, оставляющим на бумаге свободный
след впечатлений.
Слайд 7В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их
и вовсе нет.
В то же время мы их видим.
Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.
Слайд 9Линия — это знак, она условна, придумана нами как способ
обозначения.
Ведь и буквы тоже линии.
Слайд 10Выразительность линии
Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в
изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к
выразительности линии.
Слайд 11У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой
почерк — своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета.
Слайд 12И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий
знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным.
Слайд 13Характер линии выражает эмоции, чувства художника!
Слайд 14ЗАДАНИЕ 1
Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько
раз слово «Здравствуй!»
Известно, что по почерку многое можно сказать о
характере и настроении человека.
Слайд 15И вы напишите это слово по-разному:
Слайд 16как очень аккуратный, сдержанный человек,
Слайд 17как человек, который спешит, то есть напишите стремительно, летящими буквами,
Слайд 18а затем напишите убористо, скупо, как будто экономите место,
Слайд 21При написании одного и того же слова смысл его не
менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались
разными.
Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.
Слайд 22ЗАДАНИЕ 2
Любым удобным графическим материалом изобразите на одной половине листа
бумаги гнев, а на другой — радость.
Слайд 23ЗАДАНИЕ 2
При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного.
Рисуйте
только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь.
Слайд 24ЗАДАНИЕ 2
У всех ребят рисунки получатся разные.
У тех, кто
постарается, можно будет понять, где гнев, а где радость.
Слайд 25ЗАДАНИЕ 3
Теперь на одной половине листа чистой бумаги разнохарактерной линией
изобразите порыв ветра, а на другой — спокойствие.
Слайд 26ЗАДАНИЕ 3
У большинства ребят это легко получится.
Слайд 27ЗАДАНИЕ 4
На отдельном листе бумаги, используя всё его пространство, графическим
материалом изобразите колыхание трав на ветру.
Слайд 28ЗАДАНИЕ 4
Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и
веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их
разглядывать
Слайд 29ЗАДАНИЕ 4
Хотя отдельные колоски могут создавать необходимый акцент.
Слайд 30ЗАДАНИЕ 4
Расположите линии так, чтобы чувствовалось дуновение ветра по траве.
Слайд 31ЗАДАНИЕ 4
Главное средство выражения здесь — ритм линий.
Слайд 32ЗАДАНИЕ 4
А можно, наоборот, показать спокойствие в природе и сделать
красивый графический рисунок с узорами трав.
Слайд 33В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для
выражения настроения — линии то сгущались, то разрежались, как звуки
в музыке, то обходили пустое место, делая паузу.
Слайд 34Нам необходим был соответствующий ритм.
РИТМ — это чередование соизмеримых между
собой элементов.
Слайд 35Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны: сложны и вариативны, а
иногда очень просты.
Слайд 36Если перед нами забор из полосок, это тоже ритм —
мерный ритм.