Слайд 1Мифологические персонажи
Учитель: Долгополова Ирина Валерьевна
Слайд 2Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки)
славянских народов. Уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической
силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя
Слайд 3Яри́ла — восточнославянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей
плодородия.Образ Ярилы сходен с образами Костромы,чучела Масленицы. Во многих деревнях
данные персонажи были в виде кукол, которые украшали и носили с песнями по деревне.
Слайд 4Кострома́ — сезонный мифологический персонаж, воплощение весны и плодородия в
русской культурной традиции.В русских обрядах «проводов Весны» Кострома — молодая
девушка, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, сопровождаемая хороводом.
Слайд 5Коляда́ — славяно-русский мифологический персонаж, олицетворение новогоднего цикла. В образе
ряженого — участник народных рождественских обрядов с играми и песнями
(колядование, колядки).
Слайд 6Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся у славян с языческих
времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.Чучело Масленицы
сжигают в последний день.
Слайд 7Купа́ло — предполагаемый мифологический персонаж у восточных славян, олицетворение праздника
летнего солнцестояния — Ивана Купалы.Имя Купала произошло от названия праздника.
Слайд 8Русалка — в славянской мифологии и фольклоре человекоподобное существо, преимущественно
женского пола, связанное с водоёмами, ржаными полями и лесом, часто
— утопленница . По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей. В поздней русской литературе образ русалки заменяется образом Морской девы и приобретает в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.
Слайд 9Ле́ший — дух, хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов.
Это
главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве
не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
Слайд 10Водяно́й — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин
вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.Водяного представляли
в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном.
Слайд 11Домово́й — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и
покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных,
плодородие.Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги.
Слайд 12Кики́мора — преимущественно отрицательный персонаж славянской мифологии, один из видов
домового.Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток,
у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные.
Слайд 13Жар-птица - сказочная птица из славянского эпоса, воплощение лучезарного бога
солнца и в то же самое время гневного бога грозы.
В
народном воображении Жар-птица неразрывно связана с небесным огнем-пламенем, и ее сияние так же слепит глаза, как солнце или молния. За Жар-птицей отправляются сказочные добры молодцы, и к тому, кто овладеет хоть одним ее пером, приходит великое счастье.
Слайд 14Змей Горыныч.В древнерусских мифах и легендарном эпосе крылатый многоголовый змей.
Как и европейский дракон, Змей Горыныч изображался огнедышащим чудовищем с
3, 6, 9, а то и с 12 головами. Змей Горыныч связан с огнем и водой, летает по воздуху и имеет многочисленное потомство (змеенышей). Живет Змей Горыныч то на Сорочинских горах, то в глубоких пещерах, уходящих в неизведанные глубины гор, где собраны у него несметные богатства и томятся в неволе похищенные царевны и другой честной люд.
Слайд 15Кощей Бессмертный - в славянском народном эпосе злой волшебник, похожий
на скелет, олицетворявший разрушительные силы смерти, холода и тьмы. Кощей
Бессмертный играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей Горыныч.
Слайд 16Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном
эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в
богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие.
Слайд 17Иван Дурак-мифологический персонаж русских волшебных сказок.
Воплощает особую сказочную стратегию,
исходящую не из стандартных постулатов практического разума, но опирающегося на
поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но в конечном счёте приносящих успех, также образ Емели-дурака; другого «удачника» русских сказок.
Слайд 18Мороз (Морозко) - персонаж славянского сказочного фольклора, навеянный суровой русской
зимой. Представляли его по-разному. Иногда Мороз — богатырь-кузнец, сковывающий реки
и озера «железными» морозами. Иногда это старичок с седой бородой, бегающий по полям и лесам и ударами своего посоха вызывающий «трескучие» (т. е. очень сильные, когда от холода потрескивают в лесу деревья) морозы.
Слайд 19Мифологический персонаж-Илья Муромец. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в
былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный
в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко.
Слайд 20Соловей-разбойник - персонаж русских народных сказаний. Внешний облик его в
былине не описан. Известно только, что Соловей-разбойник свил себе гнездо
на двенадцати дубах и, сидя в нем, ровно тридцать лет преграждал прямоезжую дорогу к городу Киеву. Человеку по ней было ни пройти, ни проехать, и дикий зверь пробежать не мог. Даже птицы не пролетали мимо этого места. Соловей-разбойник шипел по-змеиному, завывал по-звериному, а уж свистел так сильно и громко, что все сметал своим разбойничьим посвистом, словно напором стремительного вихря.