Слайд 2«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в
Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.
Слайд 3В него вошли:
Милий Алексеевич Балакирев,
Модест Петрович Мусоргский,
Александр Порфирьевич Бородин,
Николай Андреевич
Римский-Корсаков,
Цезарь Антонович Кюи.
Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка
был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов.
Слайд 4Ми́лий Алексе́евич Бала́кирев - русский композитор, пианист, дирижёр, глава «Могучей кучки». Он
написал несколько оркестровых, фортепианных и вокальных сочинений, из которых особенно
выдаются оркестровая музыка к королю Лиру, вок. соч. Золотая рыбка, Приди ко мне, Наступление, Взошёл на небо месяц ясный, Слышу ли голос твой.
Слайд 5Модест Петрович Му́соргский — русский композитор. Наиболее известные произведения: «Калистрат», «Колыбельная
Ерёмушки», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Борис Годунов», «Хованщина».
Слайд 6Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н — русский учёный-химик и композитор. Наиболее значительным произведением признаётся опера «Князь
Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.
Слайд 7Це́зарь Анто́нович Кюи́ — русский композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал. Творческое наследие
композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина»,
«Вильям Ратклифф», «Анджело».
Слайд 8Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Среди его
сочинений — 15 опер, 3 симфонии, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Наиболее известные:
Майская ночь, Снегурочка, Млада, Ночь перед Рождеством, Садко, Моцарт и Сальери, Царская невеста, Сказка о царе Салтане.
Слайд 9Влади́мир Васи́льевич Ста́сов — русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный
деятель.
Слайд 10Название «Могучая кучка» впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт
г. Балакирева»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у
маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Слайд 11Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к
тому времени умы русской интеллигенции.
Слайд 12Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени,
возвратившими деятелей искусства к народной теме.
Слайд 13Участники «Могучей кучки» записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского
церковного пения. Результаты своих изысканий они воплощали в операх, среди
которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь».
Слайд 14Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками
фольклора и богослужебного пения, но распространились также и на драматургию.
Слайд 15В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать.
Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового
музыкального искусства.