Слайд 10О каком направлении в живописи вы вспомнили, глядя на
эти
репродукции?
Слайд 12Вспомните что такое импрессионизм?
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала
XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру,
представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Слайд 13Музыка импрессионизма
Урок МХК в 11 классе.
Автор учитель МХК МОУ «СОШ
№ 20» г.Ухта РК СТРАХОВА Нина Павлиновна
Слайд 14Речь пойдёт о французских композиторах- Клоде ДЕБЮССИ и Морисе РАВЕЛЕ
Слайд 15Клод Ашиль ДЕБЮССИ (1862-1918 г.г.)
Сочинял в стиле, который часто называют
импрессионизмом, термином, который он никогда не любил. Дебюсси был не
только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия. Скончался от рака толстой кишки.
Слайд 16Дебюсси — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую
консерваторию (1884), получил Римскую премию. Как домашний пианист русской меценатки
Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).
Родился в небогатой буржуазной семье без музыкальных традиций. Рано проявив музыкальные способности, в 1872 поступил в Парижскую консерваторию, где проучился до 1884; его педагогами были А. Лавиньяк (сольфеджио), Э. Гиро (композиция), А. Мармонтель (фортепиано). В летние месяцы 1880—82 годов Дебюсси работал домашним пианистом Н. Ф. фон Мекк (см. МЕКК Карл Федорович фон)(покровительницы П. И. Чайковского) и учителем музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не Чайковского).
Слайд 17В некоторых произведениях — “Бергамасская сюита” для фортепиано (1890), музыка
к мистерии Г. Д'Аннунцио “Мученичество св. Себастьяна” (1911), балет “Игры”
(1912) и др. — проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Д. создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь — 1910, 2-я — 1913), снабжённые поэтическими названиями (“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами цвета льна” и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.
Слайд 19Клод Ашиль ДЕБЮССИ
Мне кажется, что в нашей печальной классной комнате,
где учитель строг, “русские” открыли окно, выходящее на простор полей.
Дебюсси Ашиль-Клод
Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов.
Слайд 20Основные произведения
Основа творчества — программная инструментальная музыка: «Прелюдия к “Послеполуденному
отдыху фавна”» (1894; по эклоге С. Малларме), триптих «Ноктюрны» (1899),
«Море» (3 симфонических эскиза, 1905), «Образы» (1912) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты (в том числе «Игры», 1913), фортепианные произведения: «Бергамасская сюита» (1890), «Эстампы» (1903), «Образы» (1-я серия — 1905, 2-я — 1907), 24 прелюдии (1-я тетрадь — 1910, 2-я — 1913) и др.
Композитор призывал «искать дисциплины в свободе», а не в академических правилах и устоявшихся формальных схемах. Первым произведением, в котором его эстетические идеалы воплотились в полной мере, стал оркестровый «Прелюд к «Послеполуденному отдыху фавна» (1894), созданный под впечатлением поэтичной эклоги Малларме. Изысканность оркестровки и естественная пластика развертывания тем, достигнутые в этой небольшой по объему пьесе, беспрецедентны для европейской музыки.
Слайд 21Последнее десятилетие в жизни Дебюсси отличается непрекращающейся творческой и исполнительской
деятельностью вплоть до начала Первой мировой войны. Концертные поездки в
качестве дирижера в Австро-Венгрию принесли композитору известность за рубежом. Особенно тепло он был принят в России в 1913 году. Концерты в Петербурге и Москве прошли с большим успехом. Личное общение Дебюсси со многими русскими музыкантами еще больше усилило его привязанность к русской музыкальной культуре. Достойным завершением всего творческого пути Дебюсси следует считать две тетради его прелюдий для фортепиано.
Слайд 22Клод Ашиль ДЕБЮССИ
Здесь сконцентрировались самые характерные и типичные стороны художественного
мировоззрения, творческого метода и стиля композитора. Цикл завершил, по существу,
развитие этого жанра в западноевропейской музыке, наиболее значительными явлениями которого являлись до сих пор прелюдии Баха и Шопена.
У Дебюсси этот жанр подводит итог его творческому пути и является своего рода энциклопедией всего самого характерного и типического в области музыкального содержания, круга поэтических образов и стиля композитора.
До последних дней жизни - он умер 26 марта 1918 года во время бомбардировки Парижа немцами, - несмотря на тяжелую болезнь, Дебюсси не прекращал своих творческих поисков.
Слайд 23Морис РАВЕЛЬ (1875-1937 г.г.)
французский композитор. Музыкальное образование получил в
Парижской консерватории, где по композиции был учеником Г. Форе. Еще
в период обучения Равель создал ярко-талантливые произведения ("Игра воды" для фортепиано, струнный квартет). Однако Равель потерпел неудачу в соискании высшей награды - Большой римской премии. В 1904 году его даже не допустили к конкурсу, что вызвало много толков в музыкальном мире Парижа. Но, начиная с первого исполнения "Испанской рапсодии" для оркестра (1907), Равель быстро выдвигается в первый ряд французских композиторов новой школы, корифеем которой являлся Клод Дебюсси.
Слайд 24Морис РАВЕЛЬ
Постановка труппой Дягилева балета Равеля "Дафнис и Хлоя" на либретто М.
М. Фокина (1912, Париж) закрепила известность композитора. В годы Первой
мировой войны Равель добился зачисления в действующую армию, выполнял на фронте обязанности шофера грузовой машины. Эти годы сблизили Равеля с простыми людьми Франции. Памяти погибших на войне друзей посвящена фортепианная сюита "Гробница Куперена" (1914-1917). В законченном в начале войны фортепианном трио Равель обращается к интонациям и ритмам народной музыки басков (со стороны матери Равель - испано-баскского происхождения, и эти народные элементы в музыке были ему столь же близки, как и французские).
Слайд 25Его творческие открытия в области музыкального языка (гармонии, ритма, оркестровки) способствовали
развитию новых стилистических течений в музыке 20 века.
Опера «Испанский час» (1907), опера-балет «Дитя
и волшебство» (1925); балет «Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская рапсодия» (1907), «Болеро» (1928) для оркестра, концертная фантазия «Цыганка» для скрипки с фортепиано (1924), фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды» (1901), цикл «Отражения» (1905). Оркестровал «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского.
Слайд 26Морис РАВЕЛЬ
После смерти Дебюсси в 1918 году Равель был признан
его преемником и главой французской музыки. В 1920-е годы он
создает новые сочинения, из которых мировую известность приобрели опера-балет "Дитя и волшебство" (соч. и пост. 1925, Монте-Карло), хореографическая поэма для оркестра "Вальс" (пост. 1920), рапсодия для скрипки с оркестром "Цыганка" (1924) и, особенно, построенная на одной теме хореографическая поэма "Болеро" (1928); исключительной популярностью пользуется и оркестровая обработка Равеля "Картинок с выставки" Мусоргского (1922), выполненная с безупречным мастерством и большой любовью к творчеству замечательного русского композитора. Последними крупными достижениями Равеля были его два фортепианных концерта (1931; второй из них написан для одной левой руки по заказу пианиста П. Виттгенштейна, потерявшего правую руку на войне).
Слайд 27Морис РАВЕЛЬ
Художник объективного склада, не предрасположенный к открытой эмоциональной выразительности,
Морис часто черпал свое вдохновение в сферах, удаленных во времени
или в пространстве.
Слайд 28Морис РАВЕЛЬ
Давление исторического прошлого музыки особенно интенсивно ощущается в хореографической
поэме «Вальс» — апофеозе венского вальса 19 века, который под
конец перерождается в своего рода пляску смерти. Задуманный еще до войны, «Вальс» был создан в 1920 году и прозвучал как трагический реквием по веселой и беззаботной довоенной эпохе.
Слайд 29Морис РАВЕЛЬ
В своем позднем творчестве Равель охотно пользовался элементами политональности
и мелодиями и ритмами современной ему развлекательной музыки (блюз в Сонате
для скрипки и фортепиано, фокстрот в опере «Дитя и волшебство», джазовые мотивы в Концерте для левой руки).
Слайд 30Морис РАВЕЛЬ
Виртуозное и универсальное оркестровое мастерство Равеля проявилось не только
в его партитурах, изначально предназначенных для оркестра (непревзойденные в своем роде
образцы — 2-я сюита из балета «Дафнис и Хлоя» и «Болеро», принадлежащие к популярнейшим и самым эффектным пьесам мирового симфонического репертуара , но и в транскрипциях собственных фортепианных пьес и в знаменитой, осуществленной по заказу дирижера и контрабасиста С. А. Кусевицкого инструментовке «Картинок с выставки» Мусоргского (1922). Творческая деятельность композитора прервалась в 1933 году из-за тяжелой болезни (опухоль мозга).
Слайд 31Морис РАВЕЛЬ
Творческая деятельность композитора прервалась в 1933 году из-за тяжелой
болезни (опухоль мозга).
Морис Равель скончался 28 декабря1937 года, в Париже.
Слайд 32Домашнее задание
1.Закончить оформление таблицы в тетради.
2.Записать термины в тетрадь.