Слайд 1Научная мысль эпохи
Возрождения
20/10/2014
Слайд 2Эпоха Возрождения
Возрожде́ние, или Ренесса́нс, — эпоха в истории
культуры Европы,
пришедшая на смену культуре
Средних веков и предшествующая культуре Нового
времени.
Примерные хронологические рамки эпохи:
начало XIV — последняя четверть XVI века и в
некоторых случаях — первые десятилетия XVII века
(например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительные черты эпохи:
светский характер культуры, антропоцентризм
(то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его
деятельности). Появляется интерес к античной
культуре, происходит как бы её «возрождение»
Слайд 3
Наука Возрождения мало отличалась от искусства,
поскольку была результатом личного творческого
поиска
мыслителя. Художник — это искатель истинных образов,
мыслитель —
искатель истинных идей. У художника есть
техника изображения, у мыслителя — техника прояснения, или метод познания. Мыслитель способен проникнуть за
пределы чувственного мира в замыслы Творца.
Слайд 4Опыт и разум
Френсис Бэкон
Рене Декарт
Ученый должен ставить научные эксперименты и
лишь затем делать выводы. Опыт – критерий истинности знаний.
Не
придавал значения эксперименту. Полагал, что достаточно одного человеческого разума, чтобы постичь законы мироздания. Безграничная вера в разум.
Слайд 5Наука и вера
Воскресение Христа.
Фрагмент
Многие научные открытия противоречили официальным взглядам,
принятым церковью. Большинство ученых того времени оставались людьми верующими
и стремились сгладить эти противоречия – появилась теория «двойной истины» - бытие Бога оставалась предметом теологии, науке оставалось изучение сотворенного Богом реального мира, который после сотворения Богом, развивается дальше по законам природы, в тайны которой ученым и следует проникать.
Слайд 6Джордано Бруно
Джордано Бруно
Был сожжен на площади
Цветов, как еретик и
нарушитель монашеского
обета
Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных
лишь последующими астрономическими открытиями: о том,
что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных
в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о
том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел,
подобных нашему Солнцу
Слайд 7Галилео Галилей
Активно защищал гелиоцентрическую систему мира,
за
что был подвергнут в 1633 г. суду инквизиции, вынудившей его отречься от учения Н.Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден жить в своей вилле близ Флоренции.
Слайд 8 Система движения планет Николая
Коперника, представления о
месте
Земли во Вселенной
Николай Коперник
Слайд 9 Леонардо да Винчи
Итальянский художник и учёный.
В течение своей жизни Леонардо
да Винчи сделал тысячи заметок и
рисунков, посвящённых анатомии.
Список изобретений:
парашют, колесцовый
замок,
велосипед, танк, прожектор,
двухлинзовый телескоп и др.
Слайд 10Впервые после античности
были предприняты попытки
изучить строение человека,
положено начало
научной
медицине и анатомии.
Крупные изменения
произошли и вобщественных
науках
– ученый Томас Мор
предпринял попытку
разработки «идеального»
общественного устройства
Томас Мор
Слайд 11 В 1459 г. во Флоренции создается академия – новая форма
организации учёного сообщества, отличающаяся свободой мысли и обращения к
самым
разным научным проблемам
Здание академии во
Флоренции
Слайд 12 Развитие знаний в XIV–XVI веках существенно повлияло на представления
людей
о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия
изменили
представления о размерах Земли
Великие
географические
открытия
Слайд 13Итог
Наука эпохи Возрождения слабо затронула
производительные силы, развивавшиеся по пути
постепенного совершенствования традиции.
В то же время успехи астрономии, географии,
картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к
коренным изменениям в мировой торговле, к
колониальной экспансии и революции цен в
Европе.
Слайд 14Литература
Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н., 2008
Википедия, http://ru.wikipedia.org
БСЭ