Слайд 1Образ «идеального города» в классических ансамблях Парижа и Петербурга
Слайд 2Конец 18 – начало 19 века-
Эпоха неоклассицизма в русском
зодчестве.
Классицизм – европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на
античное (древнегреческое и древнеримское искусство) (XVII-XIXвв.).
Неоклассицизм – это термин, который применяют в искусстве для обозначения художественных явлений второй половины XVIII - первой трети XIX веков.
Ампир - (имперский стиль), стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.
Слайд 3В классицизме России можно выделить 2 этапа:
первый - екатерининский (конец
XVIII века) или ранний русский классицизм,
второй - александровский (начало
XIX века) , переходящий в ампир (был только во Франции и России)
Слайд 4Характерные черты классицизма:
1) Уравновешенностью, чёткий и спокойный ритм, строгие пропорции.
2)
Симметрия, подчёркивание центра.
3) Парадный вход располагался в центре и оформлялся
в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном).
4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).
Смольный. Санкт-Петербург.
Слайд 5В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе
рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников
художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов.
Париж
Площадь Вогезов в Париже (1605-1612 ), общий вид.
Слайд 6 Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль
(1698 – 1782)
Его взгляды на классицизм нашли выражение в
Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.
Слайд 7Дворец Малый Трианон
1762-1764, Версаль
Беседка в Трианоне
Слайд 9Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем находят гениальную реализацию в ансамбле
площади Людовика XV (ныне площадь Согласия; 1757-1779).
Прямоугольная в плане площадь
связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.
Слайд 11Русское архитектурное искусство развивалось аналогично французскому. Идеи просветителей были хорошо
восприняты в России императрицей Екатериной II.
Слайд 12Петербург изначально принимал строгие классические формы в перпендикулярном пересечении улиц,
устройстве императорских дворцов и театров и даже в жилых зданиях
Слайд 13Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках
и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти
львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским —
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским...
Д. Самойлов. «Над Невой»
Слайд 14Архитектурный облик Петербурга (официальный и торжественный) складывался благодаря творениям замечательных
мастеров:
Ж. Леблона ,
Д. Трезини ,
А. Ринальди ,
И. Старова ,
Д. Кваренги ,
О Монферана,
А.Захарова
К.Росси,
А.Воронихина,
Ч.Камерона
Слайд 15Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров отличали высокий профессионализм
и следование принципам классицизма.
Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных
зданий, а целых ансамблей.
Слайд 16Старов Иван Егорович
(1745-1808)
Русский архитектор, один из основоположников русского
классицизма.
Важнейшие из его сооружений:
- Троицкий собор
в Александро-Невской лавре;
- Таврический дворец;
- Князь-Владимирский собор (перестройка после пожара);
- Софийский собор, близ Царского Села,
- и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии,
- Екатерининский собор в Херсоне.
Слайд 17Свято - Троицкий собор в Александро - Невской лавре.
Усадьба Сиворицы.
Слайд 18Екатерининский собор в Херсоне.
Князь – Владимирский собор.
Слайд 19Таврический дворец
(1783 - 1789)
Большая городская усадьба Г. А. Потемкина-Таврического
- фаворита Екатерины II
Здание состоит из трех основных объемов,
соединенных низкими галереями - в глубине участка увенчанного куполом центрального и двух флигелей, выдвинутых вперед, на красную линию улицы.
Слайд 20Джакомо Антонио
Доменико Кваренги
(1744 – 1817)
Архитектор итальянского происхождения, едва ли
не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный
общник Императорской Академии художеств.
В 35 лет, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии.
Слайд 21Английский дворец.
Дворец в Английском парке на юге Петергофа, выстроенный по
заказу Екатерины II в 1781—1789 годах. Во время Великой Отечественной войны
уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии.
Дворец на литографии К. Шульца (XIX век)
Мемориальный камень на месте дворца (2011)
Слайд 22Санкт-Петербург, Россия. Ансамбль Дворцовой набережной.
Слайд 23Здание Петербургской академии наук на Васильевском острове.
Слайд 24Джакомо Кваренги. Конногвардейский манеж. 1804-1807. Санкт-Петербург
Слайд 25Андреян Дмитриевич
Захаров (1761 – 1811)
русский архитектор, представитель стиля ампир.
Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Портрет работы С. С. Щукина.
Около
1804 года.
Слайд 26В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен
главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года:
достроил Лютеранскую церковь
Святого Петра,
возвел Горбатый мост.
Лютеранская церковь Святого Петра (1799 – 1800 гг.)
Горбатый мост. 1800.
Слайд 27Захаровым был выполнен ряд довольно значимых по объему и содержанию
работ:
Андреевский собор в Кронштадте (1805 – 1817),
проект морского
госпиталя для Херсона,
проекты застройки Провиантского острова и Галерного порта.
Проект Андреевского собора
архитектора А.Д.Захарова. 1806 г.
Церковь Обуховского завода (снесена в XX веке)
Слайд 28Однако выдающееся значение творческой деятельности Захарова обусловлено прежде всего созданием
нового Адмиралтейства.
Адмиралтейство. 1806 – 1823 гг.
Слайд 29Архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704
году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый
корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот.
Слайд 30Перед Захаровым стояла непростая задача - необходимость изменить облик здания,
так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и
другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством.
В 1806—1823 годах архитектор Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота.
Слайд 33Воронихин Андрей Никифорович
(1759 – 1814)
Русский архитектор и живописец, представитель
классицизма, один из основоположников русского ампира.
Проектировал не только структуру
самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств, добиваясь особой цельности образов.
По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803).
Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт.
Слайд 34Построен в 1801 г.—1811 г. в честь древней иконы Казанской
богоматери, по имени которой назван (по решению Павла I).
Крестово-купольное здание
обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком образует торжественную площадь.
Слайд 35Санкт-Петербург, Россия. Невский проспект. Казанский собор.
Казанский собор, 1821 год.
Слайд 36В 1813 в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов.
В
1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли
6 декабря 1876 перед Казанским собором состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих .
В 1932 в Казанском соборе открыт Музей истории религии и атеизма.
Памятник фельдмаршалу князю Кутузову
Смоленскому. 1812 год.
Слайд 38Главное здание Горного университета (1811) в стиле классицизма.
Слайд 39Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» — один из ведущих и крупнейших вузов
Санкт-Петербурга, первое высшее техническое учебное заведение России.
Скульптурная группа перед портиком.
Интерьер.
Слайд 40Эпоха неоклассицизма и период зарождения имперского стиля ознаменовали собой начало
работ по упорядочению ансамблей Петербурга.
В новой архитектуре были сделаны шаги
по преодолению феодальной хаотичной городской застройки и созданию ансамблей, рассчитанных на свободный обзор.