Слайд 1 Тема:
Пекинская народная опера
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа
филиал с.Лозовое
с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс
Составила учитель русского
языка и литературы
Ефимова Нина Васильевна
2016г.
Слайд 2Проверка домашнего задания
Кто такие скоморохи? Что обозначает слово скоморох?
Как преобразовалось
скоморошество в наше время?
В произведениях каких композиторов используется образ скомороха?
Слайд 3Виды первых театров Китая
Частные (Чхан Хуэй)
Общественные (Гоу Дон)
История открытия в
Китае театральных подмостков насчитывает более восьми веков. Она пережила такие
же этапы развития как и все театры мира.
Древние изображения львов.
Китай
Слайд 4Театры представляли собой свободные площадки без крыши, вокруг которых располагались
в три этажа крытые коридоры. Заплативший за билет имел право
стоять в центре, если он хотел сесть, то должен был внести дополнительную плату, чтобы войти в коридор.
Китайский театр в XVII-XIX веках
Слайд 5Пекинская опера - самая известная китайская опера в мире. Она
сформировалась 200 лет назад на основе местной оперы "хуэйдяо" провинции
Аньхуэй.
В 1790 г. по императорскому указу в Пекин были созваны 4 крупнейших оперных труппы
Иллюстрации из книги династии Цин. Персонажи пекинской оперы. XIX в.
Слайд 6"Пекинская Опера«- это слияние всех жанров театрального искусства: оперы, балета,
пантомимы, трагедии и комедии. Непередаваемая игра актеров, их полное перевоплощение
заставят вас полностью перенестись в сказочный, волшебный мир "Пекинской Оперы".
Сцена из «Пекинской Оперы» в наши дни. Китай
Слайд 7Театральной эстетике пекинской оперы отвечает парадность и пышность сценического костюма,
особая манера сценической речи, основанная на модуляции слова и фразы,
громкое звучание оркестра, поражающий своей фантазией орнамент и цвет актерского грима, символика предметов бутафории и сценического жеста.
Сцены в Пекинской опере
Слайд 8Основными особенностями традиционного театра являются свобода и расслабление. Для того,
чтобы соответствовать этим требованиям, артисту необходимо знать основы национального актерского
мастерства ,это "четыре умения" и "четыре приема".
Сцены в Пекинской опере
Слайд 9Умения
Пение
Декларирование
Жестикуляция
Перевоплощение
Приемы
Игра руками
Игра глазами
Игра туловищем
Шаги
Слайд 10Пение занимает очень важное место в "Пекинской Опере". Большое значение
имеет сам звук. Песня не только увлекает своим содержанием, но
и вызывает глубокие чувства у слушателя. Большую роль играет дыхание, во время пения используют "смену дыхания", "тайное дыхание", "передышку" и другие приемы.
Умение – пение
Слайд 11Декламирование в "Пекинской Опере" это монолог и диалог. Театральные пословицы
гласят: "пой для вассала, декламируй для господина" или "пой хорошо,
говори великолепно". Эти пословицы подчеркивают значимость произнесения монологов и диалогов.
Умение декламирования
Слайд 12Перевоплощение создается с помощью пения, декламирования
и жестикуляции. Эти элементы
являются основными в искусстве мастера. Они красной нитью проходят от
начала до конца представления.
Умение перевоплощения
Слайд 13Жестикуляция - это элементы акробатики, используемые во время представления. В
"Пекинской Опере" есть такие персонажи которых можно представить только применяя
акробатическое искусство. Все сцены жестокой войны в спектаклях составлены из акробатических трюков.
Умение жестикуляции
Слайд 14Женские ладони
1.Лотосовые пальцы
2.Старушечья ладонь
3.Лотосовый кулак
Игра руками
Мужские ладони
1.Вытянутая ладонь
2.Пальцы-мечи
3.Сжатый кулак
Положение рук
Жесты
Форма
рук
Актеры говорят: "По одному движению руки можно определить мастера", следовательно,
"игра руками" является очень важным элементом театрального представления.
Прием игра руками
Слайд 15Прием игра глазами
Люди часто называют глаза окнами души. Есть такая
театральная пословица: «Тело заключается в лице, лицо заключается в глазах».
Для того чтобы глаза были живыми мастера театра уделяют большое внимание своему внутреннему состоянию.
Слайд 16Прием игра туловищем
Игра туловищем - это различные положения шеи, плеч,
груди, спины, поясницы и ягодиц. Главным считается положение поясницы. Артист
должен соблюдать определенные законы положения тела. Когда при движении поясница служит центром всего тела, тогда можно говорить о том, что все тело работает.
Слайд 17Прием шаги
«Шаги» – театральные позы и передвижения по сцене.
Есть несколько основных поз и способов шагов.
Позы: прямая; буквой
"Т"; " ма-бу"; " гун-бу"; поза наездника; расслабленная стойка; "пустые ноги".
Способы шагов: "облачный", "дробленый", "круговой", "карликовый", "быстрый", "ползающий", "расстилающийся" и "семенящий".
Слайд 18На этих восьми китах - "четырех способах игры" и "четырех
видах мастерства" стоит " Пекинская Опера". Хотя это, конечно, не
все. Ведь фундамент пирамиды искусства "Пекинской Оперы" заложен глубоко в культуре Китая. Чтобы ощутить всю прелесть и глубину этого театрального действа, нужно "один раз увидеть".
Слайд 19В Пекинской драме сохранилось деление персонажей на четыре основных амплуа.
Они различаются по принципу пола, возраста, особенностей сценического персонажа.
1. Амплуа
Шэн – мужские персонажи.
2. Амплуа Дань – женские персонажи.
3. Амплуа Цзин – персонажи злодеи.
4. Амплуа Чоу – комические персонажи
Слайд 20Амплуа Шэн – мужские персонажи
Амплуа Дань – женские персонажи
Амплуа Цзин
– персонажи злодеи
Амплуа Чоу – комические персонажи
Слайд 21Особенность китайского оперного театра - грим. Для каждого амплуа существует
свои особый грим. Он подчеркивает особенности определенного персонажа. Известно несколько
тысяч видов композиций грима для персонажей пекинской драмы.
Слайд 22Костюмы артистов восходят
к традиционной одежде, распространенной в Китае около
400 лет тому назад.
Особенности одеяний актёров делают ещё более
выразительными их жесты и ритмику движения по сцене.
Слайд 23Пекинская музыкальная драма исполняется на сцене с одним задником. Её
декорации и реквизит просты – они включают в себя столик,
который может становиться либо обычной доской, либо столом государственного чиновника, либо даже холмом или мостом.
Слайд 24Пекинская музыкальная драма – уни-кальное явление мировой художествен-ной культуры, воплотившее
лучшие традиции китайского народа. В драме с полнотой и богатством
запечатлены прошлое страны, современная действительность, верования и фантазии народа.
Слайд 25Если вы посетите представление традиционной пекинской музыкальной драмы, первое, что
бросится вам в глаза, – это роскошный искусно вышитый занавес.
Затем под звуки смычковых инструментов и оглушительные удары гонгов и барабанов на сцене появятся артисты.
В пекинской музыкальной драме наших дней имеются нововведения, но основополагающие принципы этого традиционного искусства остаются незыблемыми.
Слайд 26Закрепление материала
Что включает в себя пекинская опера?
Назвать четыре приема и
четыре умения актеров пекинской оперы.
Что такое амплуа? Назовите его виды.
Что
обозначает каждый цвет грима?
Рассказать о костюмах пекинской оперы.
Слайд 27Литература.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва.
Дрофа. 2010 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина.
Волгоград. Учитель. 2007 год.
http://www.abirus.ru/content/564/623/625/645/655/859.html
Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0
https://www.youtube.com/watch?v=V-2f5aTQ56c