Слайд 1Пейзаж в творчестве удмуртских художников
6 класс
Слайд 2Художники Удмуртии принадлежат к разным поколениям, говорят на разных художественных
языках, но связь с этническими традициями объединяет разнообразие художественной жизни
республики в единое этническое культурное пространство. Пространством культурным, то есть пространством выразительным, несущим отпечаток народного мироощущения, в творчестве удмуртских живописцев стал пейзаж. Пейзаж стал коннотацией детских воспоминаний, слепком жизни художника, отпечатком души.
Слайд 3Яркие детские воспоминания оказали влияние на судьбу известного удмуртского художника-пейзажиста
А.Е.Ложкина. Лето, проводимое в деревне, само путешествие туда с отцом,
обращавшим внимание сына на великолепие природы, все оставляло ощущение непрерывного праздника. После этого и городская природа стала восприниматься мальчиком как «праздник, который всегда с тобой».
Александр Егорович Ложкин
Слайд 4 Александр Егорович Ложкин - народный художник Удмуртии, лауреат Государственной премии УР. Родился
8 ноября 1936 года в Ижевске. В 1964 г. окончил художественно-графический факультет УдГУ.
Основная тема
творчества – пейзаж Удмуртии. Работы А.Ложкина положили начало формированию национальной пейзажной школы. Художник разработал новую для удмуртского искусства того времени форму композиционного лирического пейзажа. Исследователи отмечали музыкальность и эмоциональную тонкость живописи художника, проникновенность и точность образов удмуртской природы. Кто-то из коллег-пейзажистов назвал его певцом синего неба, зная как непросто написать бездонную синь, свежую зелень, сияние солнца. Но кроме профессиональных сложностей здесь сокрыт и мировоззренческий посыл.
Художник великого жизнелюбия, А.Ложкин и зрителям в своих произведениях даёт заряд позитивной энергии, бодрости, оптимизма. В своих пейзажах ему удалось создать обобщённый образ Удмуртии. Художественный опыт, накопленный живописцем в процессе творческой деятельности, способствовал становлению и развитию многих молодых пейзажистов.
Слайд 5 В работах А.Е. Ложкина пейзаж возникает как портрет самого художника
в том или ином душевном состоянии: момент появления первой весенней
зелени, короткий и трепетный как ожидание свидания с любимым человеком («Снег сошел»), предвкушение осени, ощущаемое в переливах сближенных тонов («Рябина»). Композиция пейзажей производит впечатление, выхваченного из необъятного пространства фрагмента, продолжающегося за пределами полотна («Пейзаж со стогом»), намеренной недоговоренности.
Пейзаж в понимании Александра Егорович – ответ на духовную потребность человека. Эмоциональный диалог с природой: «Для меня любое дерево одухотворено. Я сравниваю его мысленно с человеком – старухой, молодой, мальчиком, девочкой. Вот ели спускаются с горы, словно люди с моления идут и беседуют. Деревья навстречу друг другу двигаются. Так вот думаешь, когда пишешь, а потом в своем же пейзаже прочитываешь новые мысли». Восприятие окружающего мира, сам строй мыслей – вот в чем проявление национальной сущности, считает художник
Слайд 10 В. Михайлов - член союза художников России, заслуженный деятель
искусств УР. Живописец. Родился в с. Писеево Алнашского района Удмуртии.
Окончил художественно-графический факультет УГПИ (1971- 1976). Участник региональных, российских и международных выставок. В. Михайлов является одним из самых ярких и самобытных современных удмуртских художников, книжным оформителем, автором интересных иллюстраций к произведениям удмуртских писателей. Доцент кафедры живописи Института искусств и дизайна УдГУ.
Плодотворно работает в станковой живописи, но круг творческих интересов очень разнообразен: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетно-тематическая картина. Фольклорная образность, элементы стилизации, упрощенность живописных форм, свойственые народному творчеству присущи многим его полотнам. В своих произведениях автор чутко соотносит традиции профессиональной живописи и наивного примитива, что создает особую образно-поэтическую атмосферу его полотен. Используя аппликационную методику, учит обостренному чувствованию цветосочетаний, использованию характерного удмуртского насыщенного колорита, декоративности через использование больших цветовых масс.
В. Михайлов - сложившийся мастер со своим подлинно национальным мироощущением и ярко выраженной самобытностью.
Слайд 11 Национальные корни художника В.И. Михайлова проросли совсем иным пейзажем. Магическим
кристаллом, сквозь который художник наблюдает мир, стала деревня. Деревня не
празднично-парадная, а в негромкой прелести своей обыденной жизни. В его работах пейзаж включается в сюжетную картину, сам вбирает в себя животных, детей, постройки, поднимаясь до знакового состояния, превращаясь из реального в символический. Это – Вселенная глазами ребенка. «Взгляд из детства» присутствует почти в каждой картине художника: «Трудное лето», «Вербный день», «Мелодии детства». Вячеслав Ильич говорит: «Я все думаю, а как я увидел бы это в детстве, вспоминаю. Даже страшно становиться – не смогу вспомнить и не будет картины. Все мое творчество – это воспоминание». Воспоминание о знакомых местах, о мелодическом строе традиционной деревенской жизни – звуках рожка, стуке, отворяемых хозяйками ворот, старинных обычаях, о запахах детства – хлеба, калины, маминых табаней.
Пейзаж В.И. Михайлова воспринимается как своего рода поклонение природе («Солнце», «Празднике плуга»).
Слайд 16 Ёлкин Пётр Васильевич - живописец,народный художник Удмуртии, заслуженный художник России, лауреат
премии комсомола Удмуртии, лауреат Государственной премии Удмуртской Республики.
Родился 5 июня
1946 года в д. Шудья Завьяловского района УАССР. В 1969 году закончил художественно-графический факультет УдГУ. В 1979 г. успешно закончил аспирантуру в мастерских Академии художеств СССР, прошел большую творческую школу под руководством известных мастеров живописи, академиков братьев А. П. и С. П. Ткачёвых.
П. Ёлкин одинаково успешно работает в разных жанрах живописи, графики. Через все его творчество как своеобразный лейтмотив проходит обращение к образу человека. Это простые труженики села, хлеборобы, рабочие, интеллигенция. Есть жанровые картины, в которых ощущается глубокая вдумчивость художника, философский подход к проблемам бытия, чувство своей эпохи. Немало в творчестве П. Ёлкина тонких по цвету, настроению пейзажей, сочных, удачных по композиции натюрмортов. Во всех работах художника чувствуется своеобразный национальный колорит, огромная любовь, искренность к своей малой Родине, высокий профессионализм. Все это вместе рождает глубокое самобытное искусство
Особой интересной страницей в его творчестве стали графические работы, сделанные в Удмуртии и за рубежом. Искусство П. Ёлкина давно уже стало достоянием не только удмуртского, российского, но и зарубежного зрителя.
Слайд 20Гарипов Менсадык Гарипович
(1946–1998) - Заслуженный художник РФ, Народный художник Удмуртии, Лауреат Государственной
премии УР. Родился в Башкирии. Окончил художественно-графический факультет УГПИ (1962 -1967), затем - Московский
полиграфический институт (1971 -1976). Работал в области книжной и станковой графики. Оформил более двадцати книг в издательствах «Удмуртия» и «Детская литература» (Москва). Шестнадцать работ художника хранятся в собрании Третьяковской галереи.
Участник многих отечественных и зарубежных выставок. Дважды ( в 1987 и 1989 гг.) его работы экспонировались на Всемирном биеналле (Братислава), куда отобраны были иллюстрации к детским книгам всего лишь семнадцати лучших художников нашей страны. В 80-е годы оформил «Сказки народов Поволжья и Урала», «Моя азбука», «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа».
Слайд 21Сюжеты, почерпнутые из повседневной жизни: крестьяне, работающие на мельнице, в
поле; природа, спокойная и величавая; цветы, деревья - все в
восприятии художника приобретает особый смысл. Эти простые мотивы заставляют задуматься, окунуться в мир мечты и фантазии. Глубиной мысли и самобытностью образов привлекают иллюстрации к книгам «Девочка и тыква» (1991), «Лесное чудо» (1988), выполненные гуашью.
В станковых графических листах он развивает свою любимую тему, связанную с древним удмуртским эпосом. Художник проявил тонкую наблюдательность и остроумие рассказчика, подмечающего массу деталей, бытовых мелочей. Фантазия сочетается с глубокой продуманностью композиций. Персонажей характеризует соединение активности и спокойствия. Подчеркнута неспешность движений, внешняя сдержанность, неторопливость, основательность.
В серии «Удмуртские народные сказки» (1989) воплощены представления о разумном, по-доброму устроенном мире, в котором побеждает трудолюбие, отвага. Создавая свои офорты, М. Г. Гарипов всегда отталкивается от конкретных жизненных наблюдений, фактов, сообщает определенный этико-философский поворот.
В последние годы художник обращается к живописи. Он и здесь последователен в своем тяготении к народным истокам, прежде всего к удмуртскому национальному орнаменту. Пейзажи, натюрморты, портреты отличаются повышенной цветностью, обобщенностью формы.
Слайд 25Виноградов Семен Николаевич - народный художник Удмуртской Республики, живописец. Родился в д. Шайтангурт,
Алнашского р-ны Удмуртии. Учился в Казанском художественном училище (1955-1960), а затем - в Московском художественном
институте им. В. И. Сурикова (1960-1967).
Слайд 29https://sites.google.com/site/hudoznikiudmurtskojrespubliki/home
http://finno-ugry.ru/educres/educenter_udsu/museum
Источники:
Слайд 30Презентацию выполнила
учитель начальных классов и изобразительного искусства
МБОУ «Пыбьинская
средняя школа» Балезинского района
Удмуртской Республики
Харитонова Е.В.