Слайд 2Иконоста́с (ср.-греч. (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная преграда, более или менее сплошная,
от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов
упорядоченно размещённых икон рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Слайд 3Византийские алтарные преграды
Византийские храмы имели алтарные преграды из парапета,
стоящих на нем колонок и архитрава. Посредине преграды устраивался главный
вход в алтарь — царские врата, а по бокам — малые двери, названные дьяконскими. Преграды могли быть каменные, деревянные и металлические. Они богато декорировались. В центре на преграде ставился крест. Преграда часто не была единой во всю ширину храма. Чаще проемы центральной и боковых апсид алтаря имели отдельные преграды, как это сохранилось в кафоликоне (соборе) монастыря Осиос Лукас в Греции (30-40 гг XI века). Участки преграды разделялись в таком случае восточными опорными столбами. На столпах по сторонам алтаря обычно делались изображения Христа и Богоматери или вешались Их иконы.
Слайд 4На саму преграду иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые
из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались
рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисусаНа саму преграду иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках — темплонахНа саму преграду иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках — темплонах или эпистиляхНа саму преграду иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках — темплонах или эпистилях. В центре эпистиля помещается трехфигурный деисусНа саму преграду иконы начали ставиться далеко не сразу. Первые из них помещались поверх архитрава или на нем самом делались рельефные или эмалевые изображения. Вначале крест сменяется иконой Христа, а она в свою очередь расширяется до деисуса. Чаще всего иконы над архитравом писались на длинных горизонтальных досках — темплонах или эпистилях. В центре эпистиля помещается трехфигурный деисус, а по бокам от него ряд праздников, то есть важнейших моментов Евангельской истории. Сохранились эпистили XII века (собрание монастыря святой Екатерины на Синае)
Слайд 5«Классические» высокие иконостасы XV—XVII вв
Высокий иконостас, которого не знала
церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку,
послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.
Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.
Слайд 6Схема высокого иконостаса
1 – Царские врата (а – «Благовещение»,
б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3
– икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;
I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.
Слайд 7 Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее
Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову,
сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира.
Слайд 8Праотеческий ряд
Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху.
Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены
праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.
Слайд 9Пророческий ряд
Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон
и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос.
Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.
Слайд 10Праздничный ряд
Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени
новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.
Слайд 11Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей
Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится
на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых
Деисусный ряд
Слайд 12Местный ряд
В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери
(по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных
вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами.
Слайд 13Царские врата
Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ
таинства Евхаристиина
Слайд 14Царские врата
На самих вратах – «Благовещение» и изображения
святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого
и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.