Слайд 1УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В 3 КЛАССЕ
КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО
ТВОЯ ПОСУДА
Слайд 3посуда
повседневная
праздничная
сувенирная
Слайд 4Праздничная посуда
Праздничная посуда- тонкая и изящная изготавливается из тонкого фарфора,
её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные.
Слайд 5Повседневная посуда
Повседневная посуда- проще по форме и менее украшена, но
более прочная.
Слайд 6Сувенирная посуда
Сувенирная посуда – торжественная, изящная, с богатыми и разнообразными
узорами. Её преподносят в подарок или приобретают как память о
посещении страны, города.
Слайд 7В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усеченного конуса,
части шара и их сочетания.
Слайд 8НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Хохлома
Жостово
Гжель
Слайд 9ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные
русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет
свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.
Слайд 10Хохломскую посуду расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного
орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и черные
веточки с пышными перистыми листьями-травинками.
Иногда красно-черная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.
Слайд 11СИНИЕ УЗОРЫ ГЖЕЛИ
На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы,
в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся
между собой красивых сёл и деревень.
Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
Слайд 12Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала
типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц
и франтов, занятых теми или иными делами. Это синие цветы и травка. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
Слайд 13ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
Цветы на подносе. Встречались ли вы
с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина,
за чайным столом? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники
Слайд 14Цветы земли и её плоды - вот из чего составляют
свои букеты подмосковные (жостовские) живописцы. Собранные в плотные букеты (со
стеблем, без него) или в свободные "букеты враскидку", поставленные в кувшин, вазу или разложенные на тарелке. Хотя мы и узнаём в розе с подноса - розу, а в нарисованном яблоке – яблоко, жостовские букеты никогда в точности не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры. Это - условное изображение, воля и фантазия художника - быстрота его руки, лёгкость его кисти, любовь к яркому, броскому цвету.
Слайд 15 Жостовские букеты, наклоны, повороты, загибы, переплетения цветов и листьев,
а также игра крупных и мелких форм передают дыхание вечно
меняющейся и неповторимой жизни. Посмотрите, как противопоставлены друг другу цветы - яркие и блёклые, крупные и мелкие, затенённые и освещённые. Как сочетаются тёплые красные и холодные синие цвета, как контрастно вспыхивает букет на черном фоне предмета, отмечая центр его поля, а как цветы то никнут книзу, то заворачиваются вверх, как смягчается фигурными краями овальная рамка подноса.