Слайд 1
Тема урока :
Художественный
образ – стиль – язык
8 класс
( 2 урок)
Слайд 2Портрет юноши в золотом венке из Фаюма.
Египет. Искусство александрийской эпохи
Слайд 3У каждого времени своё лицо, свой образ, свои мелодии и
ритмы
Слайд 6 Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника,
приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания
таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Слайд 7 Художественный образ — это обобщенное
представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к
окружающему миру.
Слайд 8Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает
почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества.
В искусстве различают:
стиль эпохи (исторический),
национальный стиль (принадлежность тому или иному народу),
индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова.
Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпо-
ха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».
Слайд 9Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего
времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или
иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
№1
№2
№3
№4
№5
№6
К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно
отнести эти произведения искусства?
Слайд 10№1
№2
№3
№4
№5
№6
К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному —
можно отнести
эти произведения искусства?
Слайд 11Язык любого искусства помогает услышать в
произведении живой голос художника, многовековую
мудрость народа.
Винсент Ван Гог. "На пороге вечности"
1890.
Картина «На пороге вечности» или «Старик,
опустивший голову на руки», в сохранившемся варианте, написанном маслом на основе литографии, во многом превосходит более ранние, аналогичные работы с изображением старого, больного крестьянина.
Если на раннем рисунке, наброски которого появились в 1881-1882 гг., Ван Гог изобразил старого, горюющего человека, то после возвращения к сюжету в 1890 году, когда ему открылись тайны передачи чувств посредством карандаша и кисти, на первый план выходит горе и одиночество старика, т. е., передано само состояние несчастного человека.
Более прозрачной становится внутренняя сущность больного, беззащитного существа. Художник не ищет нового отношения к тому, что изображал ранее, он просто в поиске воскрешения былых переживаний, но стремится передать их на более совершенном в эстетическом плане уровне, с учетом вершин мастерства, достигнутых им в процессе эволюции творчества. Если раньше, он только воспринимал истинное душевное состояние человека, то теперь, сумел постичь, как передать это чувство на холсте.
Слайд 12К. Малявин. Вихрь
Выразительность, эмоциональность,
образность языка живописи и графики, музыки и
скульптуры, поэзии и танца обеспечивают:
композиция,
форма, —
фактура,
ритм,
тон,
интенсивность.
Это общее — в языке искусств.
Слайд 13 Каждый вид искусства говорит своим языком:
живопись —
цветом,
графика — линией и пятном,
скульптура —объемом,
музыка —
звуком, интонацией,
танец — пластикой жестов и движений,
литература — словом.
А. Головин. Декорация к драме М. Лермонтова «Маскарад»
Х. Миро. Карнавал Арлекина
П. Пикассо. Менины
Д. Веласкез. Менины
Слайд 14Цвет - язык живописи
Шишкин И.И.Зима.
Шишкин И.И. Рожь.
И.И. Шишкин. Пруд в роще
И.И.Шишкин
Лес весной.
Слайд 15Линия и пятно – язык графики.
Альбрехт Дюрер
"Меланхолия"
Леонардо да Винчи
Набросок к картине
Врубель Автопортрет
Слайд 16Язык скульптуры - объём
Микеланджело Пьета
Этьен-Морис Фальконе
Памятник Петру I
Е. Вучетич.
Памятник
воину-освободителю
вБерлине.
Слайд 19Слово – язык литературы
Язык художественной литературы
характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.
В художественной, поэтической речи, кроме типичных для нее языковых средств, используются и средства всех стилей, и средства разговорной речи. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы; слова высокие, поэтические и жаргонные, грубые; профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в языке художественной литературы подчиняются основной его функции — эстетической.
Слайд 20 В чем специфика средств выразительности этого произведения? Какие особенности
языка помогают
понять и почувствовать образ?
Слайд 21Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» было написано Пушкиным
в 1829 году во время поездки поэта в Закавказье. Тогда
Пушкин был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову, даже не надеясь на брак с ней. Жанр— элегия.
Стихотворение посвящено теме любви. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Два первых стиха (строки) дают пейзажную картину:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу. Второй — лежащую у ног поэта глубокую реку. Третий и четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя. Оно находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы: «грустно и легко» — это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Объяснение их дается в следующих строках:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...
Введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой. Следующие четыре стиха меняют интонацию. Спокойно-печальная повествовательная интонация первого четверостишия делается более напряженной:
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Последние строки особенно важны для понимания стихотворения и пушкинской концепции любви: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.
Слайд 22Звук и интонация – язык музыки
Послушайте несколько
фрагментов музыкальных произведений. Какой эмоциональный отклик вызвало у вас то
или иное произведение?
Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»
Русская народная мелодия «Сударыня»
Шостакович Д.Д. «Симфония №7»