Слайд 2ЗАДАЧИ:
Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в
её украшении.
Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и
памяти предков.
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Слайд 3План урока:
Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.
Дать определение понятию «прялка», её основным элементам.
Познакомить с разновидностью
типов прялок и особенностью их росписи.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.
Слайд 4Русская народная песня «Пряха»
Слайд 5Заброшенная деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит
из одинокого окошка.
Давайте заглянем внутрь!
Слайд 6Мерцающий свет едва освещает сидящую женщину. Перед нею – прялка
с куделью, в руке – веретено.
Слайд 7Вот они какие – русские прялки!
Слайд 8Вот они какие – русские прялки!
Слайд 9 Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы
производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные
прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.
Слайд 10Прялка – орудие для ручного прядения
Прялка – орудие для
ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к
которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
маковки
лопаска
серёжки
стойка
донце
Слайд 11Прялка – олицетворение русской крестьянки
Многие поэты воспели прялку как олицетворение
русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе
силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
В избушке распевая, дева
Прядёт, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней, -
писал А. С. Пушкин.
Слайд 12Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были
самыми трудоёмкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью,
да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.
Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.
Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.
Слайд 13Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать
с 6-8 лет. В музеях хранятся маленькие детские прялки.
Слайд 14Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства:
чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто
прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку, от нас скрыто. Хотя на некоторых прялках есть дарственные, но многое ли откроет нам такая, к примеру, надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю…».
Слайд 15Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева,
другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по
дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Слайд 16Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой
территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.
Слайд 20Прялки Верхнего и Среднего Поволжья
Слайд 21Практическая работа
А теперь давайте выполним эскиз своей прялки с использованием
знаний о русском традиционном орнаменте и его символике
Слайд 22Подведение итогов
Сегодня мы ещё раз прикоснулись к наследию наших предков,
познакомились с предметом, который играл очень важную роль в жизни
русского человека, - прялкой.
Давайте посмотрим на наши работы! Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.