Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №19»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
Республиканский
межшкольный центр национальных культур:
«диалог культур»
в познании мира
Выполнила: Усанова Кристина,
ученица 11 класса гимназии № 19
Слайд 2«Когда мы глядим друг на друга,
два разных мира отражаются
в зрачках наших глаз»
М.М. Бахтин
Слайд 3Актуальность
Сегодня важную роль в
преодолении проблем межнациональных отношений играет этнокультурное образование. Школа и в
целом система образования создают фундамент ближайшего будущего России, поскольку формируют самостоятельную личность, которая независимо от этнической принадлежности будет способна полноценно и успешно реализовать себя в новых социальных условиях. В этом контексте школы с этнокультурным компонентом способствуют решению главной гуманитарной задачи современности – формированию условий для благоприятного межнационального обмена, условий для сосуществования культур, диалога между ними. Успешным примером использования такой модели образования может служить гимназия № 19 г. Саранска. Центральным элементом существующей в школе системы этнокультурного образования может быть признан Республиканский межшкольный центр национальных культур.
Слайд 4Объект исследования:
Республиканский межшкольный центр национальных культур как инновационный компонент этнокультурного
образования
Предмет исследования:
Деятельность Республиканского межшкольного центра национальных культур
Слайд 5определить роль РМЦНК в качестве инновационного компонента этнокультурного образования
Цель
работы:
Слайд 6Задачи:
выявить сущность и структуру современного этнокультурного образования;
на основе
изучения различной документации изучить специфику деятельности РМЦНК как инновационного компонента
этнокультурного образования;
оценить эффективность работы РМЦНК.
Слайд 7 Этнокультурное образование можно рассматривать как одну из
наиболее перспективных моделей разрешения ряда проблем межэтнических взаимодействий. Такое обучение
можно организовать практически в любом учебном заведении. Важно, чтобы главной задачей было воспитание личности с мировоззрением, ориентированным на диалог.
Наметившаяся в настоящее время тенденция перехода от идеи специального образования для «разных по культуре» к образованию для всех с включением «культурного параметра» – к познанию многообразного мира, к знакомству с традициями различных народов и приобретению навыков, необходимых для взаимодействия с людьми разных культур представляется наиболее важной. Будущее за образовательными системами, в которых создаются условия для формирования личности, способной к диалогу с носителями разных этнических ценностей.
Слайд 8Республиканский межшкольный центр национальных культур
(создан в 2006 г.)
Слайд 9В структуру Центра входят следующие отделы:
национальных языков;
2) литературного
краеведения;
3) исторического краеведения и патриотизма;
4) этнографии;
5) декоративно-прикладного искусства;
6) народной медицины;
7) народной архитектуры;
8) народных ремесел;
9) этномузыкальной культуры;
10) этноэкологии и экологической культуры;
11) информационно-методический;
12) Музей национальной культуры «Лихтибря».
Слайд 11Основные направления деятельности Центра:
1) классные часы;
2) встречи с
выдающимися деятелями литературы и искусства русского, мордовского, татарского и других
народов;
3) творческие вечера школьников;
4) выставки творчества учеников;
5) фольклорные праздники;
6) экскурсии для учеников школ города Саранска и других регионов России;
7) конкурсы и фестивали народного искусства;
7) Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (2006 г., 2007 г., 2008 г.);
9) Межрегиональная научно-практическая конференция «Живая культура: традиции и современность» (2007 г., 2008 г., 2009 г.).
Слайд 14
В период с 2006 по 2009 г.
на базе Центра было проведено более 500 мероприятий разного уровня
(классные часы, внутри- и межшкольные мероприятия, школьные, городские, межрегиональные, всероссийские научно-практические конференции и др.).
Главная задача Центра – не разовое проведение каких-либо мероприятий, а целенаправленное и планомерное их внедрение в образовательный процесс. Этот процесс протекает не стихийно и хаотично, а системно, с учетом максимального освещения культурных особенностей представленных народов.
Слайд 15
Фотографии центра (желательно участников конференций)
Слайд 16 Республиканский межшкольный центр национальных культур как центральный элемент
существующей в гимназии системы этнокультурного образования задает четкие ориентиры для
всех его участников. Проводимые на его базе мероприятия дают представления о различных аспектах этнических особенностей народов, а в итоге создают целостный образ культурного пространства Мордовии и России.
Слайд 18В рамках исследовательских проектов, посвященных изучению межэтнической толерантности и этнического
самосознания школьников нашей гимназии, нами были проведены социологические исследования методом
анкетирования (было опрошено 50 учеников 10 и 11 классов).
У опрошенных школьников сформированы достаточно четкие представления о своем этносе, его культуре, истории. Все они свободно владеют родным языком. Сам факт принадлежности к своему народу вызывает положительные чувства (гордость и спокойную уверенность), среди которых, однако, нет места национализму и шовинизму.
На наш взгляд, такие результаты не случайны. Это не простое стечение обстоятельств, а результат последовательной и планомерной работы, проводимой в нашей гимназии. Опыт по разработке и внедрению модели этнокультурного образования, в которой центральным звеном является Республиканский межшкольный центр национальных культур, может быть признан успешным.