Слайд 1Жизнь и творчество
Русского иконописца
Андрея Рублёва
Автор: Беляева Наталия Анатольевна
учитель Мировой Художественной
Культуры ГБОУ СОШ №84 Петроградского района
Санкт-Петербург
Слайд 2Андрей Рублёв - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого
древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и
должен быть.
Андрей Рублёв - русский иконописец, канонизированный православной церковью в лике преподобных святых, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи , книжной и монументальной живописи XV века.
Слайд 3IX-XIII век в России - век расцвета средневековья. Средневековая русская
эстетика ощущала на себе влияние византийской, но тем не менее
оставалась самобытной. В иконах Андрея Рублева есть и традиции аскетизма византийской эстетики и некая самобытность, отклонение от стандартов.
Слайд 4«Искусство Андрея Рублёва - это прежде всего искусство больших мыслей,
глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания»
По
мнению искусствоведов, тщательно изучающих жизнь и творчество русского иконописца «Андрей Рублёв возрождает античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».
Слайд 5Сведения о жизни и деятельности преподобного Андрея Рублёва, несмотря на
усилия нескольких поколений исследователей, остаются краткими и отрывочными. К сожалению,
не найдутся среди тысяч древних рукописей никаких записей о его детстве, поскольку их никогда не было.
Слайд 6Родился, по всей вероятности, иконописец в Московском княжестве (по другим
источникам в Новгородском)
около 1360 г.
Источники смолчат и
о настоящем имени иконописца, ведь АНДРЕЙ РУБЛЁВ – имя, принятое в монашестве,
вымышленный псевдоним.
Тайной останется и подлинность авторства дошедших до наших дней некоторых икон.
Происходил Андрей Рублёв из образованных кругов, отличался необыкновенной глубиной и тонкостью восприятия, о чём свидетельствует всё его творчество.
Слайд 7 Образы Рублёва наполнены утерянной райской жизнью,
покоем, счастьем и гармонией со вселенной. Непостижимая для современного человека
чистота, мудрость и одухотворённость сквозят во всех его немногочисленных работах. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, заставляют хотя бы на миг забыть о суете, и окунуться в мир благости и любви.
Слайд 8 Самые ранние сведения о художнике
восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается,
что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв».
Упоминание имени Андрея Рублёва последним, согласно
тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем уже достаточно признанным и уважаемым мастером, чтобы принимать участие в почётном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского.
Слайд 9Второй раз в летописи
Андрей Рублёв упоминается
в 1408 году,
когда он делал росписи с Даниилом Чёрным
в Успенском соборе во
Владимире. Прошло всего
3
года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у иконописца уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
Слайд 10 Творчество Андрея Рублёва является одной
из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается
как результат особой православной традиции в иконописи.
В 1420-х годах, как свидетельствуют летописи, Андрей вместе со своим «сопостником» Даниилом Чёрным руководит работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи, как и многое другое, к величайшему сожалению, не сохранились.
Слайд 11В 1411 или 1425—27 годах Рублёв создаёт свой шедевр — «Троицу».
Традиционный
библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя
от традиционной иконографии,
он поместил в центре композиции единственную чашу,
Слайд 12 а её очертания повторил в
контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к
иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность.
Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к
другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Всё это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображён в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора.
Слайд 13На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом.
Дерево —
мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало
указанием на живоначальность Троицы.
Дом воплощает Божие Домостроительство.
Слайд 14На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма
2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к
нравственным и духовным проблемам.
В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Слайд 15Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел
Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV
века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.
Слайд 16В 1478 году игумен Троицкого Сергиева монастыря старец Спиридон скажет
об Андрее «удивительный и прославленный иконописец, инок Андроникова монастыря, отличался
такими добродетелями, что удостоился необычных дарований и настолько преуспел в совершенствовании, что не находил времени для мирских дел».
Андрей Рублёв скончался 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.
Похоронен иконописец возле колокольни в Андрониковом монастыре Спасского собора.
Слайд 17Роспись иконописцем Андреем Рублевым Спасского собора Андроникова монастыря Ок. 1592
г.
31.5 × 20 см
Российская государственная библиотека, Москва, Россия
Лицевое Житие
преподобного
Сергия
[ф. 304, III, № 21 / М.8663
(Троицк. III-21)], л. 230
(л. 227 по изд. 1853 г.)
Слайд 18
В 1947 году в Спасо-Андрониковом монастыре учреждён заповедник, с 1985
года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея
Рублёва.
Перед главным входом находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.
Во Владимире памятник Андрею Рублёву расположен перед входом в парк имени Пушкина. Это последняя работа скульптора Олега Комова.