Слайд 1Архитектура
западноевропейского Средневековья Романский стиль
Слайд 2Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была
выявлена связь средневековой архитектуры с формами и конструкциями римской.
От
лат. romanus — римский.
Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная.
Романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе.
Слайд 3Романский стиль
Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об
их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня,
которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.
Норманнская крепость,
X-XIвв.,
север Франции
Слайд 4Романский стиль
архитектуры
Романская архитектура может быть суровой и грозной, давящей
на человека своей каменной тяжестью, и в то же время
– стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной.
Ее характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проемов.
Спокойно и уверенно поднимаются к небесам складные, крепкие, прочно стоящие на земле каменные храмы, созданные простыми объемами и формам.
Мариенкирхе Лаахе. Середина XII в. Германия. Вестверк.
Слайд 51. Особенности стиля.
Период – XI – XII вв.
Строгие формы, отсутствие
украшений и орнамента.
Полукруглые арки.
Толстые стены, узкие окна.
Основные типы зданий –
храм, монастырь, замок.
Слайд 6Романская базилика
Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры.
Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную
идею католической церкви-идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
Слайд 8В основе плана – базилика.
Увеличение высоты потолка.
Кессонный потолок
сменяется сводчатым.
Своды коробовые, крестовые, цилиндрические
Слайд 9Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним,
а иногда и двумя трансептами.
Дороманская базилика –
романский храм
Запад
Восток
Центральный
неф
Трансепт
Апсида
Капеллы
Слайд 12Порталы романских церквей имели имели скульптурное убранство, которе выполняло просветительскую
функцию.
Сцена Страшного суда на тимпане
Слайд 13Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных)
феодалов, церкви и монастыри. Укрепленный замок — жилище феодала и
одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри.
2. Архитектура.
Замок Сюлли, X-XI вв., Франция
Слайд 14Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм — самое
значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими
окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.
Запад
Восток
Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев.
Германия, XI – XII вв.
Слайд 15Церковь св.Марии,
1093-1200гг., Лаах
Германия
Слайд 17Монастырь Клюни. 1088 – 1131. Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно
папе. На его территории была построена самая большая в Европе
церковь Петра и Павла: пятинефная базилика. (Разрушена в конце XVIII в.)
Франция – центр средневековой романской архитектуры.
Слайд 18Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским
в VI веке. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были
главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени.
Слайд 19Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен
монахами бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.
Слайд 21Замок феодала –неотъемлемая часть средневекового образа жизни
Средоточием жизни в раннем
средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и
монастыри. В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,— ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн.
Замок Сюлли,
X-XIвв., Франция
Слайд 22В замке феодала
Замок Вартбург. Тюрингия. 12 век
Архитектурный облик Средневековья трудно
представить без феодального замка, являющегося частью средневековой жизни. Замок –
это не только жилище феодала, но и центр культуры. Здесь проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Многие из них время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей.
Шато Гайар.Развалины замка. Франция.
Слайд 23Замок состоял из башни – донжона, в верхних этажах которой
жил феодал. В нижних размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался
скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Из-за толщины стен окна походили на амбразуры, используемые в военных целях.
Слайд 24Для строительства замка выбирались труднодоступные места скалистые кручи, излучины рек,
небольшие островки.
Слайд 25Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие
собой целые поселки и города-крепости. Значение последних возросло в жизни
Европы 11—13 веков. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т.д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в.), замок Гайар на Сене (12 в.), аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв.) и другие.
Слайд 26башня старого донжона в Лоше (X в.)
Слайд 27Замок Шато-Гайар на Сене
(XII в.)
Построен английским королём Ричардом
Львиное
Сердце в 1196—1198 гг.
Слайд 28Аббатство Мон Сен Мишель д'Эгиль
Слайд 29город-крепость Каркассон в Провансе (XII-XIII в.)
Слайд 30Церковь Сен-Нектер,
Овернь, Франция, ок. 1080.
Внешний облик романских храмов
дополняли башни: центральная на средокрестье и боковые – квадратные и
восьмигранные.
Характерный элемент - арочная форма дверных и оконных проемов.
Слайд 31Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия.
Пизанский собор
(XI – XII в) это пятинефная базилика. Поверхность стен облицована
белым и черным мрамором.
Слайд 32Величественный ансамбль в Пизе. В него входят пятинефный Пизанский собор
(1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.), наклонная колокольня
— кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв.) и кладбище Камио-Санто.
Романский стиль в Италии
Слайд 33Баптистерий Пизанского собора, представляет собой грандиозную (высота 55 м) круглую
(диаметр 33,5 м) конструкцию, посвященную Иоану Крестителю
Слайд 34Колокольня (кампанила)
Строительство башни было закончено в 1360г. Башня имеет 294 ступеньки.
Высота башни составляет 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания
— 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине. Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3°.
Слайд 35Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в
г. Пиза. Ее высота составляет 55 м, отклон от вертикальной
оси – на данный момент – 4,6м.
Слайд 36Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую
«падающую башню» в Пизе знает каждый. Пизанский собор (XI-XII вв.)-
это пятинефная базилика. Стены облицованы белым и черным мрамором. Шесть ярусов аркад покрывают «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4.5 м).
Слайд 39Баптистерий (помещение для крещения).
Флоренция, 1000 – 1100 гг.
Слайд 41Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия.
1001 – 1003 гг.
Слайд 42Церковь Святого Михаила в Гальдесгейме. Германия. 11 век.
В очертаниях храмов
преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит
четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами. Основными типами романских построек являются храмы и феодальные замки.
Слайд 43Капелла в Аахене. Германия.
790 – 800 гг.
Редкий случай сохранения архитектуры
времени Карла Великого.
Слайд 45Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия,
1160 – 1180.
Этот храм считается
вершиной романского искусства в Испании, хотя в его архитектуре присутствовали
черты мавританской архитектуры.