Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИЗО «Русская народная игрушка»
Учитель ИЗО Колесникова
О.В.
Слайд 2Цели урока:
Познакомить учащихся с русской народной деревянной и глиняной игрушкой,
ее историей;
Учить различать разнообразные виды русской глиняной игрушки;
Ознакомить с приемами
изготовления и видами росписи различных игрушек;
Учить видеть прекрасное в окружающих нас бытовых предметах;
Воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к народному творчеству.
Слайд 3План урока:
Деревянная игрушка:
богородская
матрешка
Дымковская игрушка;
Филимоновская игрушка
Значение народной игрушки для современной
культуры.
Слайд 4Деревянные игрушки
Дерево – любимый материал наших предков.
Из него изготавливали:
храмы, жилища, мебель, посуду;
Древесину использовали разную: липу, березу, вишню;
Издревле известны
деревянные игрушки
Слайд 5Богородская игрушка
Богородская игрушка как промысел происходит из села Богородское Московской
области.
Она возникла в XVII веке.
Игрушки режут из липовых
заготовок, высушенных в течение двух лет.
Богородская игрушка, как правило, не окрашивалась. Поверхность готовых изделий в прежние времена зачищалась наждачной бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой.
Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие.
Некоторые части игрушек делают подвижными.
Содержание игрушек разнообразно - это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они - игрушки-шутки.
Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком.
Все игрушки сделаны с тонким юмором.
Слайд 7матрешка
Матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление
мирового масштаба.
Первая русская матрешка появилась в конце XIX века,
тем не менее она снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Предшественницей и прообразом русской матрешки стала завезенная с острова Хонсю фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой.
Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.
Слайд 8матрешка
Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев,
как липа, береза, ольха, осина.
Самым благодатным материалом является липа.
Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки.
Различают несколько типов матрешек - загорскую, полхов-майданскую, семеновскую и др.
Знаменитая семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол.
Слайд 9типы матрешек
1 – загорская
2 – семеновская
3 – полхово-майданская
Слайд 11Дымковская игрушка
Дымковская игрушка - одно из уникальных явлений народного искусства
России.
Самостоятельное значение промысел приобрел в XIX веке.
Название игрушки
связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район города Кирова). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре.
Предельная обобщенность силуэта, острая подчеркнутость деталей, яркая орнаментальная роспись обусловили непреходящее художественное значение глиняных фигурок, уже переставших выполнять роль игрушек и прочно вошедших в современный быт в качестве украшения жилого интерьера.
Наиболее характерны женские фигуры - "барышни", "кормилицы", "водоноски". Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни; декоративной скульптуре, изображающей птиц и животных.
Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону. В основе росписи - геометрический орнамент из колец, овалов и клеток и яркая контрастная цветовая гамма синего и желтого, малинового и зеленого, черного и белого, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги - потали.
Слайд 15По родным местам
В Тульской области так же изготавливали глиняные игрушки;
Они
называются филимоновскими, по названию деревни Филимоново в Одоевском районе;
Изготовлением игрушек
занимались дети, в то время когда взрослые изготавливали на продажу глиняную посуду. Уже трехлетние девочки могли вылепить самую простую игрушку – «курочку»;
Для изготовления игрушек используют местную глину, которая больше нигде не встречается. Она синего цвета, при обжиге становится белой;
Из за особенностей глины игрушки при обжиге становятся вытянутыми;
Игрушки раскрашивают анилиновыми красками;
Орнамент филимоновских игрушек отличается от дымковской: используются разноцветные полоски, точки, сплошной фон;
Эти игрушки являются и свистульками;
Изображают людей и животных.
Слайд 16Значение народной игрушки для современной культуры
Наши предки передали нам стремление
украшать свой быт, свое мироощущение, выраженное в обычных изделиях;
Мы
должны бережно сохранить наследие прошлого, так как в нем душа и жизненный опыт русского народа;
Созданы музеи где каждый может увидеть русское декоративное творчество;
В различных городах существуют художественные училища, где изучают прикладное искусство, перенимают народный опыт, возрождают традиции старины (В Троице-Сергиевом Посаде, г. Семенове нижегородской области и т.д.);