Слайд 1РУССКИЕ ИКОНОПИСЦЫ
О.К.Кутас «История русской культуры от славян до великорусов»
Фото и
рисунки с сайтов интернета
Слайд 2 Алимпий
(? - 1114)
Киевский мозаичист,
иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. По
свидетельству современников, «добро извык хытрости (мастерства) церковной, иконы писать хитр бе зело».
*
Слайд 3 Согласно легендам из «Слова о первом русском
иконописце Алимпие» («Киево-Печерский патерик») , многие произведения Алимпия были созданы
при участии божественного промысла.
Слайд 4 Уже перед смертью, из-за физической
немощи, Алимпий не мог исполнить заказ. Тогда к нему явился
ангел и «в 3 часы икону написа». Алимпий же воспринял помощь свыше, как должное: «Добре сътворил еси. Богъ поможетъ тобе зело хытро написати сию икону, и ее съделалъ ю есть».
Слайд 5 Достоверные произведения Алимпия не сохранились. Известно, что
будучи иноком Киево-Печерского монастыря, Алимпий принимал участие в росписи его
Успенской церкви, разрушенной фашистами в 1941 г.
Слайд 6Собор Успения Божьей матери до восстановления
Успенская церковь. Ноябрь 1941 года.
Слайд 7Феофан Грек
(ок. 1337- п. 1405)
Феофан, "родом
грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал
более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле, где он прожил более тридцати лет.
Слайд 8 В Новгородской III летописи первая работа Феофана
упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской
церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
Слайд 9 Христос здесь исполнен яростно-могучей силы, величия. Черными,
полными всезнания глазами смотрит он сверху на верующих справедливым судией.
Он грозен, но милостлив. Об этом свидетельствует надпись, которую Феофан начертал вокруг Христа: «С небе призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников».
Спас Пантократор.
Роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Слайд 10Андрей Рублев
(ок. 1370 – ок. 1430)
Сведения о Рублеве весьма скудны. В «Житии Сергия Радонежского» о
нем сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всех превосходят в мудрости зелне...». Современники называли его также «мужем в добродетели съврьшенным».
Слайд 11 Впервые имя Рублева упоминается в летописи
под 1405 г., когда он вместе с «Феофаном иконником гречином»
и «Прохором старцем с Городца», «начаша подписывати» Благовещенский собор Московского Кремля.
Слайд 12 Самостоятельное творчество Рублева началось в 90-х годах
XIV в. с росписи алтарных столбов Успенского собора на Городке
в Звенигороде, куда его пригласил вместе с другими троицкими иконниками князь Юрий Дмитриевич.
Слайд 13 Вместе с Даниилом Черным, дружба с которым
прошла через всю его жизнь, Рублев работал над миниатюрами-иллюстрациями Евангелия
Хитрово и Морозовского Евангелия из Успенского собора Московского Кремля.
Слайд 15 В 1408 г. Рублев и Даниил Черный
расписали Успенский собор во Владимире
Слайд 16АндрейРублев
Успенский собор во Владимире
Слайд 17 Иконостас Успенского собора — самый большой из
русских иконостасов. Центральную икону успенского иконостаса — «Спас в силах»
и икону апостола Андрея написал Рублев.
Слайд 18 Андрей и его друг Даниил умерли в
1427 г. от «морового поветрия» и погребены в Спасо-Андрониковом монастыре.
В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Рублева.
Слайд 19 Согласно «Сказанию о святых иконописцах», Никон Радонежский
повелел Рублеву «написати образ пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему,
святому Сергию чудотворцу». И в 1411 г., в расцвете творческих сил, Рублев создал свой великий шедевр — «Троицу» (ГТГ).
Слайд 20 Образ «Троицы» — это воплощение человеческой любви
в самом высоком ее созидательном смысле, «побеждающей ненавистную рознь мира
сего».
Слайд 21Дионисий
(ок. 1440 - до 1508)
Первый из
серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда
ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре.
Слайд 22 В 1481 г. Дионисий получил новый почетный
заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить
иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса).
Слайд 23 Деисус этот был "вельми чудесен" и еще
больше прославил имя Дионисия. Яркая праздничность и парадность его произведении,
изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
Слайд 24 Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи
- фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник
трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Слайд 25Ушаков Симон Федорович
(1626-1686)
Усердие и талант привели
Ушакова в Оружейную палату Кремля, где к тому времени собрались
изографы со всех концов России. В Оружейной палате он трудился более двадцати лет. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей.
Слайд 28Владимирская икона Богоматери
1668г
Слайд 29Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна.
Ок. 1630г
Слайд 30 Несмотря на строгий иконографический канон, ограничивающий свободу художника,
русские талантливые изографы, оттачивая и совершенствуя мастерство, были самобытными, узнаваемыми
иконописцами. Их творчество становилось на долгие годы предметом подражания и поклонения.