Слайд 1
Русский художник.
Рокотов Фёдор Степанович.
Слайд 2
Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808),художник, один из лучших русских
портретистов
века «Просвещения».
Обнаженная девочка. 1780-е гг.
Слайд 3Родился в селе Воронцово
(ныне — в черте Москвы) в
семье крепостных.
числился “вольнорожденным” и,
вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком
(сыном
князя П. И. Репнина?), лишь приписанным
к крестьянской семье. При активном содействии
графа Шувалова, известного мецената, покровителя
просвещения и искусства в России,
одного из основателей
Академии художеств, который заметил
талантливого юношу,
Рокотова приняли в петербургскую
Академию художеств,
которую он успешно закончил.
Слайд 4Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем
была связана с
Москвой.
Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение
своему творческому дарованию.
Созданный
Рокотовым тип портрета —
камерный интимный портрет —
составляет целую эпоху
в русской портретной живописи.
Он обладал редким даром, позволяющим
мастерски передавать
внутренний мир человека, его трепетность и теплоту.
Слайд 5Его модели как бы выступают из
мерцающего сумрака, черты лица
слегка размыты,
словно окутаны дымкой. Полотнам мастера
присуще богатство оттенков
тона,
изысканные цветовые сочетания.
Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу
интимности: в его портретах нет ничего показного,
внешне эффектного.
Художника привлекает внутренняя красота человека.
По словам одного из современников,
Рокотов с удивительным мастерством у
мел передавать не только
“вид лица”, но и “нежность сердца”.
Слайд 6В начале своей творческой
деятельности, несмотря на молодость,
он пользовался
широкой популярностью
в кругах петербургской знати.
Его часто приглашали ко
двору.
В 1758 г. он писал портрет великого
князя Петра Федоровича
(будущего Петра III). А через
3 года в Петергофе художнику позирует
7-летний Павел Петрович,
будущий император Павел I.
Изображение на нем вписано во
внутренний овал прямоугольного полотна.
Слайд 7Портрет поражает своей жизненной
непосредственностью: капризный,
непоседливый мальчик
представляется живым,
а
не позирующим.И между
тем портрет не лишен
черт официальности
и парадности:
красный гвардейский мундир,
голубая лента ордена Андрея
Первозванного, отороченная
горностаем мантия.
Слайд 8
Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III. 1763г
Слайд 9Желающих заказать портрет много,
поэтому приходится ждать
своей очереди. Иметь
портрет,
написанный Рокотовым,
было престижно.
Портрет Варвары Суровцевой. 1780-е гг.
Слайд 10Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика
.Работы, написанные им
в
60-е годы 18 в., отличаются своеобразием
трактовки человеческой личности
—
в них все более наблюдается
правдивость портретных образов.
Портрет
неизвестной
в красном
платье. 1760г
Слайд 11Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.).
В нем художник становится более конкретным.
Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с
выражением насмешливого превосходства.
Майков
в жизни был остроумным и находчивым
человеком, с ним приятно было общаться.
Травянисто-зеленый кафтан поэта
с красными отворотами и
золотым шитьем, кружевное
жабо написаны несколько небрежно.
Основное внимание художник сосредоточил на лице:
оно чуть насмешливое, немного
одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Все это говорит о человеке,
который любит пожить в свое удовольствие.
Портрет В.И.Майкова. 1760г
Слайд 13Своих подлинных вершин мастерства
Рокотов достигает в ряде женских портретов.
“Портрет А.
П. Струйской” (1772 г.) —
Рокотов показал возвышенность образа молодой
женщины.
Ее фигура на портрете кажется
необычайно легкой и воздушной.
Это произведение
отличается
особым живописным своеобразием. Неслучайно это
произведение называют “Русская Джоконда”. Александра
Струйская прожила долгую
непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица,
взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность —
все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.
Слайд 14Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет А.П.Струйской
1772,
холст, масло, 59,8х47,5cм
Государственная
Третьяковская
галерея, Москва
Слайд 15Следующий женский портрет
“Неизвестная в розовом платье”.
Он считается одним из
шедевров Рокотова.
Тончайшие градации розового —
от насыщенного в тенях, то
теплого,
светлого, создают эффект мерцания, трепетания
тончайшей световоздушной
среды, словно созвучной внутренним душевным
движениям, скрытым
непременной в портретах 18 в.
любезной улыбкой,
просвечивающей в глубине взгляда.
Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.
Слайд 16 Портрет неизвестной в розовом платье.1770г
Слайд 17“Портрет графини Санти” —
удивительное произведение
18 в. по тонкости
передачи
образа, по краскам, по очаровательным
сочетаниям оливковых и розовых
тонов.
Букет скромных полевых цветов на
груди этой дамы вносит
особую изысканность.
Рокотовские портреты — это история в лицах.
Благодаря им мы имеем
возможность представить
себе картины давным-давно ушедшей эпохи.
Слайд 19Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет неизвестного
середина 1780-ые гг.,
холст, масло,
70 x 55.5
Пензенская картинная
галерея имени
К.А.Савицкого
Слайд 20Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет неизвестной
в желтом платье
1770-е гг., холст,
масло,
58.5 x 47см
Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 21Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет неизвестной
в светло-сером платье
конец 1770-х ,
холст, масло,
Художественная галерея
Смоленского
музея-заповедника
Слайд 22Портрет А. П.
Кутайсовой. Начало 1780х.
Портрет В.П.Лачинова. 1722
Слайд 23Портрет князя И. И. Барятинского.
Начало 1780-х.
Портрет неизвестной.
Слайд 24Портрет Прасковьи
Николаевны Ланской. ~ 1790г
Портрет Екатерины II. 1763г
Слайд 25Портрет Е.Н.Орловой. 1779г
Портрет Новосильцевой, Варвары
Ермолаевны. 1780г
Слайд 26Портрет Анны Юрьевны
Самариной-Квашниной. ~1770г
Портрет Н.Е.Струйского. 1772
Слайд 27Портрет неизвестного
в синем кафтане. 1770-ые гг.
Портрет А.М.Обрескова. 1777г
Слайд 28Портрет И.И.Воронцова. 1765г
Портрет неизвестного в треуголке. 1770г
Слайд 29Портрет неизвестного
молодого человека
в гвардейском мундире.
1757-58г