Слайд 1Три Софии.
Символика православного храма.
Каменная София Киева сер. ХI в. и
памятный крест с распятием (кальварий) на месте алтаря деревянной Софии
952 г. 13 глав храма - символы Христа и 12 Апостолов. Рис. А. Вестерфедьда. 1651г.
Слайд 2Архитектура православного храма.
Слайд 3Наружная символика храма.
ВЕРХ, что превыше небес
Голубь – символ Святого Духа
Крест
– символ Христа
Цата – знак высшего достоинства, здесь
Царя Царей
Шар-зерцало
– Держава над Земными
и Небесными царствами
Лоб (лемех) – от лба (черепа Адама),
множество Небесных сил
Кольца, треугольники – чины
Небесных сил
Барабан - Престол
Окна – божественный свет Христов
Трибун - подпрестолье
Стены Храма – тело Христово
Арки-закомары – врата преддверия
Небесного Града
Стены – нижняя часть – христианские
народы, притекающие с четырех сторон
И образующие храм.
Земля небо
Слайд 4Храмовое многоглавие - яркий признак своеобразия русской церковной архитектуры. Его
не было в Византии, откуда пришло христианство на Русь, Болгарии,
Сербии, Грузии... Не получило оно развития и в христианских странах Западной и Центральной Европы.
Слайд 5Количество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога
3 -
Святую Троицу
5 - Спаситель и четыре евангелиста
7 - семь таинств
Церкви
9 - по числу ангельских чинов
13 - Спаситель и двенадцать апостолов
33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
Купола Верхоспасского собора в
Московском Кремле
Слайд 6Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о
воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла
и тьмы.
Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима
Слайд 7Цвет купола также важен в символике храма:
Золото — символ небесной
славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов,
посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Слайд 8Киевская София.
Это огромный княжеский пятинефный пятиапсидный храм. Центральная апсида граненая.
Главы ступенчато поднимаются над храмом, образуя пирамидальную композицию.
Слайд 9в 1050 году "Священа бысть церкви София в Новегороде месяца
сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава
Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича"
Слайд 10Греческие мастера, переведенные из Новгорода по указанию Ярослава, возводили каменный
собор и оставили на нем семь верхов-глав: "Полтеск на Двине...
А святая София каменна о седми версех"
Слайд 11Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование
храма.
Храм – образ Царства Небесного.
Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской».
Образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов.
Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.
Соборность и апостольская преемственность выражается иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.
Слайд 12Символика внутреннего пространства храма.
Алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего
на землю к людям.
Средняя часть храма является символом неба
и земли. Различные зоны средней части храма также получают толкование: верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю.
Притвор является символом мира греховного.
Слайд 14
Иконостас – это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от
северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно
размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Самый большой в России иконостас находится в Успенском соборе Рязанского кремля.
Слайд 15Иконостас
отделяет алтарь от средней части храма и выражает мысль
о тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и
духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей.
Слайд 16Курская - Коренная пустынь.
Иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы
Слайд 17Cтруктура иконостаса
Самый верхний ряд – это праотеческий, в центре ряда
находится икона Троицы, творившей мир, а также праотцы, жившие до
получения Моисеевых скрижалей (закона Моисеева).
Ниже праотеческого ряда расположен ряд пророков. И хотя имеются пророчества лишь о приходе мессии («…и придет мессия и будет он называться Эммануил…»), но не Христа, цитаты подбираются таким образом, чтобы сделать намек на Христа. В центре ряда икона Знамения или Боговоплощения. В одном ряду с Божьей Матерью стоят Давид и Соломон.
Слайд 18Cтруктура иконостаса
Следующий ряд – праздники, то есть воплощение пророчеств –
жизнь Христа от Рождения до Распятия. Слово «праздник» следует понимать
не как радость, а как праздный день.
Четвертый ряд – деисусный ряд (вернее деисусный), или моленный ряд: в центре – Спаситель, но как судья, а не как страдающий. Человек, стоящий перед иконостасом, оказывается перед судом Всевышнего, но за него заступаются: справа от Христа Божья Матерь, слева Иоанн Креститель и симметрично расположены Михаил, Гавриил, Петр и Павел.
Слайд 19Cтруктура иконостаса
В нижнем ряду, местном, храмовая икона указывает какому событию
или какому лицу посвящен храм.
Над царскими (райскими) вратами изображается Тайная
Вечеря или иначе Евхаристия, на самих же царских вратах вверху изображаются Михаил и Гавриил, внизу – четыре евангелиста
Слайд 20Праздничный чин – свое название он получил благодаря тому, что
повествует о событиях времени новозаветного: от Рожества Богородицы до Крестовоздвижения.
Праздничный
чин – свое название он получил благодаря тому, что повествует о событиях времени новозаветного: от Рожества Богородицы до Крестовоздвижения.
Деисусный Чин
Апос-тол Павел
Апос-тол
Петр
Спас в Силах
Богородица
Иоанн Предтеча
апостол Петр
Архангел Гавриил
апостол Павел
Святой
Ермоген,
Патриарх
Сергий
Радонеж
ский
Святой
Филипп,
митрополит
Московский
и Всея Руси
Архангел
Михаил
Серафим Саровский
Местный чин
Праздничный чин
Деисусный чин
Слайд 21http://www.voskres.ru/architecture/3sofii.htm
http://www.talks.su/news/patriarx_kirill_sovershil_moleben_v_sofii_kievskoj/
http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200200908
http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H04-T.htm
http://www.ierei-korenev.ru/list/simvolika.html
http://nashe-nasledie.livejournal.com/166459.html
http://ferguson.ru/?sport=246
http://olympus.ourlife.ru/gallery/details.php?image_id=16867&s=a695f68eaa9efb94200ed5d2dbbabda9
http://www.hram-feodosy.kiev.ua/struct_color.htm
http://ec-dejavu.ru/c-2/cross-2-1.html
http://tat698.ya.ru/posts.xml?tb=20
http://www.ru.all.biz/g157295/
http://www.ipn.ru/~palekh/iconostas/001.html
http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/ikonostas_khrama/0-152
http://www.iakovlevskoe.ru/knowhows/75-2010-04-15-15-00-49
http://www.icon-art.ru/Rabota_v_khramakh.html
http://www.icon.yar.ru/Pages/projects/projects_Kr_1.htm
http://hram.far.ru/pho.html
МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка
Павлова Анеля Васильевна
Костина Наталья
Захаровна