Слайд 2Важнейшей особенностью религиозных представлений египтян было то, что необходимой предпосылкой
благополучного существования души покойного в загробном мире являлась сохранность его
«материальной оболочки», его тела. Это привело к появлению гробниц и возникновению мумификации трупов.
Мумия царицы Хатшепсут
Слайд 3В ту отдаленную эпоху возник обычай устанавливать в гробницах портретные
статуи усопших: они должны были стать своего рода «дубликатами» тела
человека.
Подлинными шедеврами древней египетской скульптуры являются портретные статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт, найденные в гробнице Рахотепа в Медуме.
Портретные заупокойные статуи царевича Рахотепа и его супруги Неферт из их гробницы в Медуме.
Начало XXVI в. до н. э.
Слайд 4Глаза статуй инкрустированы: в серебряные
орбиты вставлены белки из белого алебастра
и зрачки из горного хрусталя.
Слайд 6Изображения персонажей, не имеющих божественного сана, гораздо более естественны и
менее формальны, нежели изображения фараонов. Это проявляется в более свободных
позах и жестах,; в более живом и естественном выражении лиц; в отражении индивидуальных особенностей личности, таких как возраст, внешность, прическа, одежда, украшения.
Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник
— схенти. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры.
Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани — так навываемый калази-
рис. Поверх калазириса накинут легкий плащ.
Слайд 7Одежду мужчин и женщин эпохи Древнего царства передает и другая
скульптурная группа — статуэтка, изображающая Тенти и его жену. Тенти
одет в набедренник, украшенный плиссировкой. На его супруге традиционный калазирис, плотно облегающий тело.
Тенти и его жена. Статуэтка эпохи
Древнего царства. Ок. 2400 г. до н. э.
Слайд 8Одежду египтян-мужчин составлял набедренник. Простолюдины и рабы довольствовались простой повязкой
из грубой ткани, то схенти высокопоставленных
персон, а тем более фараона,
имели очень изысканную форму. Они делались из плиссированной ткани и поддерживались кожаным поясом.
статуя Аменхотепа III в Луксорском храме
(XIV век до н. э.
Слайд 9Триада Микерина:
богиня Хатор, фараон Микерин,
богиня-покровительница нома Диосполис Парва
Слайд 10Вельможа Птаххенуи занимал пост «начальника дворцовых слуг» и был погребен
в гробнице, расположенной в Гизе неподалеку от пирамид фараонов. В
этой гробнице и была найдена парная скульптурная группа, запечатлевшая Птаххенуи и его супругу.
Вельможа Птаххенуи и его супруга.
Скульптура из гробницы в Гизе.
Время правления 5-й династии
Слайд 11Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице
некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из
дерева группа, изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, — все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир.
≪Носительницы даров≫ из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша. Справа — служанка,
несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. Среднее царство, конец 11-й или начало
12-й династии (конец XX в. до н. э.)
Слайд 12Носительница даров. Статуэтка эпохи Среднего царства из гробницы в Фивах.
Начало
XX в. до н. э.
К тому же периоду Среднего царства
относится статуэтка «носительницы даров», которая хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке. Датируется периодом правления Двенадцатой династии. Предполагается, что эта статуэтка изображает одну из служительниц храма
Исиды.
Слайд 13Существует большое количество статуй и барельефов, на которых фараон изображен
в особом ритуальном полосатом платке,
концы которого опускаются на плечи. Этот
платок назывался «немесе». Самое известное
изображение фараона в немесе — это знаменитый Большой Сфинкс, голова которого повторяет черты лица фараона Четвертой династии Хефрена.
Слайд 14Огромная статуя Великого сфинкса, полульва – получеловека, в Гизе недалеко
от современного Каира на западном берегу реки Нил. На заднем
плане Сфинкса видна пирамида Хефрена (Хафра). Великий сфинкс – это самая большая монолитная статуя на Земле, высеченная, как принято считать, древними египтянами в III тысячелетии до н.э., где-то между 2520 и 2494 годами до н.э..
Слайд 16Имеются и такие статуи, у которых голова фараона украшена и
немесом, и надетой поверх него короной. Именно такие уборы красуются
на головах тех гранитных сфинксов, стоящих на набережной Невы в Петербурге, которые изображают фараона Восемнадцатой династии Аменхотепа III, жившего в XIV веке до н. э.
Слайд 17«Западного" сфинкс Аменхотеп III из Ком эль-Хеттан. Гранит. Санкт-Петербург.
Слайд 18Аменхотеп III — тот самый, чьи изображения в виде гранитных
сфинксов ныне украшают набережную Невы напротив здания Академии художеств, —
был страстным и умелым охотником и за десять лет застрелил из лука 102 льва.
Слайд 19Художественные каноны Древнего Египта
Идея Вечности, вера в возможность вечного существования
в потустороннем
Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных
качеств искусства Древнего Египта — их монументальность. Монументальны и сравнительно небольшие статуи, а порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов — вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, совершенно небольших по размеру.
Статуэтка писца
Талькохлоритовый сланец серого цвета.Конец Среднего царства, ок. XVIII в. до н.э. Музей им. А.С.Пушкина
Зал Древнего Египта.Статуя писца счета зерна Маа-ни-амона.Сер.XV века до н.э., Эрмитаж.
Слайд 20Огромные каменные статуи Аменхотепа III входят в композицию пилона, построенного
в его правление в храме Амона-Ра в Луксоре. Фараон восседает
на троне, а его главная жена, Тия, изображенная совсем в другом масштабе, стоит рядом, ласково прикасаясь к голени своего повелителя.
Слайд 21Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться разным
в зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. В композициях
колоссальных статуй фараонов, украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, царица-супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе , что ее голова едва достигала колен статуи фараона.
В уменьшенном масштабе изображена и любимая
жена Рамзеса II, красавица Нефертари, у ног статуй фараона, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, который был возведен в правление Рамзеса II
Слайд 22Очень традиционными были позы писцов. В таких же сидячих позах
иногда изображали и наиболее знаменитых архитекторов, портретные статуи которых удостаивались
чести быть помещенными в построенных ими храмах.
Архитектор Аменхотеп сын Хапу —
строитель храма Амона-Ра в Карнаке.
XIV в. до н. э.
Архитектор Сенмут в роли воспитателя
царской дочери. Начало XV в. до н. э.
Слайд 23У осирических статуй фараонов, установленных вдоль стен храмов, ноги всегда
параллельны и пятки сдвинуты вместе. В таких же позах стоят
заупокойные статуи в нишах и вдоль стен в гробнице вельможи Ирукаптаха: они изображают усопшего в традиционной одежде египетских мужчин той эпохи. Позы изваяний статичны и напоминают солдат, стоящих в строю по команде «смирно!».
Осирические статуи фараона Рамзеса III в храме Амона-Ра в Карнаке. XII в. до н. э.
Слайд 24Искусство периода Раннего царства.
В глубокой древности в Египте существовал
малоприятный для вождей ритуал:
постаревший, но все еще полный сил и
энергии царь должен был, благополучно процарствовав определенный срок (обычно тридцать лет), доказать, что он еще вполне дееспособен. А о том, что правитель, как и любой человек, все-таки старел, нам напоминает уникальная и очень трогательная костяная статуэтка фараона в высокой короне Южного Египта.
Статуэтка
постаревшего
фараона. Кость.
Раннее царство
Слайд 25А в ритуальных статуях сидящий фараон оставался навсегда молодым и
сильным, о чем свидетельствует, например, хорошо сохранившаяся статуя фараона Второй
династии Хасекема (XXIX в. до н. э.), высеченная из темного камня- шифера. Это едва ли не самый древний пример монументальной портретной статуи такого типа.
Статуя фараона Второй династии Хасехема была найдена в Иераконполе. Считается одной из древнейших статуй, изображающих царскую особу тинисской эпохи.
Слайд 26.
Фараон Джосер
Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий
в середине XXVII века до н. э. (по данным современного
египтолога П. А. Клейтона — примерно с 2668 по 2649 г. до н. э . ) . В известном списке фараонов, составленном Манефоном, Джосер обозначен как родоначальник Третьей династии.
Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями: они выломали лаза, сделанные из горного хрусталя и алебастра. Теперь эта статуя глядит на посетителей своими пустыми глазницами, что придает лицу фараона еще более суровое выражение.
Портретная статуя фараона Джосера.
XXVII в. до н. э.
Слайд 27Создатель мемориального комлпекса Джосера— архитектор Имхотеп. Его имя записано иероглифами
рядом с именем Джосера на каменной плите, оставшейся от статуи
фараона. Это была большая честь для архитектора, и такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера - его ближайшим советником.
Зодчий Имхотеп — создатель ансамбля
пирамиды Джосера. Бронзовая статуэтка,
созданная две тысячи лет спустя после
его смерти.
Слайд 28Скульптура Египта Древнего царства.
Один из самых прекрасных образцов деревянной
скульптуры Древнего Царства, фигура жреца Каапера, начальника над чтецами или
церемониалом (высота 109 см), которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире. Обнаруженная в его собственном мастабе в Саккаре, эта скульптура, созданная в конце IV или начале V династии, известна под общераспространенным названием Шейх-эль-Белед, что означает «сельский староста».
Слайд 29Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой
реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем
V династии.
Глазница - медь. Белок - алебастр. Радужка - горный хрусталь. В хрустале выточен конус, заполненный сажей, который имитирует зрачок и сам взгляд.
"Сидящий писец" - древнеегипетская (2620-2500гг. до н.э) статуя писаря в Лувре.
Слайд 30В фигурах фараонов и знатных лиц подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя
некоторые, несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам
бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела.
Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений.
Бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств)
Слайд 31Статуя Хемиуна, Пельзауеский музей, Германия.
Голова мужской статуи из коллекции
Сальт (Париж, Лувр)
Статуя V династии — вельможи Ранофера (Каирский
музей)
Слайд 32Скульптура Египта Среднего царства.
Со времен XII династии шире используются (и,
соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи. К этому типу
относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. . Так же отступление от отступление от канона Древнего царства выражается в более стройных пропорциях человеческого тела.
Слайд 33В творчестве фиванцев наблюдается и совершенно иное, более реалистическое направление.
Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии.
Голова Сенусерта III, фараона XII династии, из бывшей коллекции Мак-Грегора (теперь коллекция Гюльбенкяна)
Скульптурный портрет Аменемхета III. Один из самых известных паямтников из собрания В.С. Голенищева. XII дин.
Слайд 34Статуя Аменемхета III из черного гранита в Государственном Эрмитаже.
Слайд 35Скульптура Египта Нового Царства.
Во времена Нового Царства Египет на
основе военных завоеваний втягивается в отношения с азиатским миром. Эти
отношение привели к налаживанию тесных культурных связей, которые обогащают художественные произведения. В скульптуре создаются невиданные фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.
Самые знаменитые колоссы находятся в Фивах и со времен греков называются «Колоссами Мемнона».
Слайд 36Они являются частью храма Аменхотепа III, однако преемники этого фараона
разрушили храм, и колоссы остались обособленными.
Слайд 37Все четыре колосса, которые стоят по сторонам у входа в
спео Рамзеса II в Абу-Симбеле (на границе с Нубией), высечены
в скалистом склоне. Они составляют гигантский фасад высотой 20 м, на котором сидящий фараон сторожит вход.
Слайд 38Фасад храма, построенного в Абу-Симбе-ле (Нубия) по распоряжению Рамзеса II
в честь царицы Нефертари, главной его супруги в молодости, и
в честь богини Хатхор. В этом высеченном в скале фасаде имеются семь контрфорсов, центральный из которых обеспечивает доступ внутрь храма, между тем как остальные вписаны в шесть ниш, в которых помещены четыре стоящие статуи этого фараона и две Нефертари, украшенной атрибутами богини Хатхор.
Слайд 39Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме
Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Религиозная реформа этого фараона
произвела настоящую революцию в искусстве, которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами. Так, удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, подобно новым символам божественности, его внутреннюю духовную силу
Слайд 40Бюст царицы Нефертити (раскрашенный известняк высотой 48 см). Это творение
хранится в Археологическом музее Флоренции (Италия) и считается одним из
наиболее совершенных художественных выражений в мировом искусстве. Нефертити разделяла с Эхна-тоном, своим супругом, глубокое преклонение перед Атоном. Как и в других изображениях супруги монарха-еретика, в этой скульптуре подчеркивается длина шеи и другие черты лица, чтобы представить ее в соответствии с восточным идеалом сладострастия.
Слайд 41Древний Египет. XVIII династия. XIV в. до н.э.
Оригинал: песчаник. Берлин,
Египетский музей
Слайд 42Скульптура Позднего периода
В Поздний период Египет оказывается значительно более связанным
с другими цивилизациями древнего мира.
Хотя стилистически скульптура первого
тысячелетия до н. э. не составляет единого целого, общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй, присущие канону скульптуры более ранних эпох.
Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. до н. э.) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и частного портрета во время XXV, эфиопской династии.
Слайд 43Статуя Осириса. Черный гранит. Выс. 0,52 м. Статуя производит впечатление
незаконченной работы; перемычка между искусственной бородкой и шеей оставлена такой
же ширины, что и бородка, тогда как она должна быть уже. Контуры плетки, жезла и рук не четкие. Фигуры богинь и иероглифы намечены рельефом, но не закончены. Вся поверхность статуи оставлена шероховатой и не подверглась окончательной обработке.
Слайд 44Группа - Птах и Сохмет. Черный базальт. Подобно многим культовым
статуям божеств, эта скульптурная группа стояла в храме и служила
объектом почитания.
Слайд 45Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Коричневый кварц. Выс. 0,205 м. Статуэтка изображает
сидящего на земле человека с прижатыми к туловищу ногами и
сложенными на коленях руками. Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Такие статуи, передающие обычную позу, в которой любят сидеть египетские феллахи, напоминающие "пакет с головкой", по выражению Масперо, характерны только для Египта. Они появляются в Среднем царстве, но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода
Слайд 46Часть статуи мужчины. Базальт. Выс. 0,098 м. Черты лица даны
мягко, даже несколько нечетко, без резких линий и чрезмерно выделяющихся
деталей. Лицо несколько асимметрично: левый глаз помещен выше правого и посажен немного глубже. Небольшие уши прилегают к черепу плотнее, чем это обычно бывает на египетских статуях.
Слайд 47http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех