Слайд 1
СПЕЦИФИКА ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
ПО ПРИМЕРАМ РАБОТ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА
Слайд 2А.Орловский. Портрет старика
Что такое портрет?
Прежде всего, это изображение конкретного человека.
Но определяя портрет как жанр, следует говорить не об объекте
изображения, а о предмете познания…
Слайд 3Г.Скородумов. Автопортрет.
Это результат творческого процесса, художественное познание модели. Здесь связывается
изображение индивидуальной человеческой личности с построением картины и с ее
выразительной обработкой.
Слайд 4А.Венецианов. Портрет М.П.Родзянко.
Особым своеобразием в художественном обиходе отличаются карандашные портреты
Слайд 5А.Орловский. Портрет Л.Дюпора.
Графические портреты не повторяют средствами графики того, что
делают художники в живописи, не являются упрощенным переложением на графический
язык их достижений в живописном портрете.
Слайд 6О.Кипренский. Портрет Н.В.Кочубей.
Но графический портрет занимает при этом свое особое
место. Не обладая возможностями живописи, он обладает рядом преимуществ, которые
делают портретный рисунок наиболее интимной областью творчества мастера.
Слайд 7О.Кипренский. Портрет Вилло.
Очень многие из портретов не принадлежали к заказным
работам. Часто мастер изображал в них своих знакомых и близких,
людей, открытых для него в своих настроениях и мыслях.
Слайд 8О.Кипренский. Портрет музыканта.
Часто они предназначались в дар людям, уподобляясь распространенным
памятным надписям или рисункам в альбомы, к которым привязаны любители
искусства.
Слайд 9А.Варнек. Портрет Антонио Пирола.
Именно эти импровизационные черты графических портретов позволяют
художнику вплотную приблизиться к наиболее тонким и изменчивым переживаниям человека,
ощутить как бы изнутри атмосферу его духовной жизни и выразить ее с той зримой убедительностью и конкретностью, которая была бы недоступна для живописного портрета…
Слайд 10А.Орловский. Портрет негра.
Отличаясь от миниатюрных изображений большей глубиной и индивидуальностью
образа, графический портрет намного интимнее портретов «в натуру», висящих в
золоченых рамах на стенах интерьеров и доступных взглядам одновременно многих людей..
Слайд 11А.Орловский. Портрет Ш.Л.Дидло.
Уже сам размер небольшого портрета делал его ближе
к зрителю, оставляя его наедине с изображением, а тем самым
и с изображенным человеком, призывая пристальнее всмотреться в его облик, проникнуть чувством в его душевное состояние.
Слайд 12О.Кипренский. Портрет В.А.Томиловой.
Неуловимая свобода рисунка и глубина графического портрета достигается
сочетанием выразительности ритма линий и контуров фигур, свежестью сочетания закругленных
фонов и пятен пастели с карандашным штрихом, выполняющим все задачи изображения человека на плоскости и его внутренней характеристики.
Слайд 13О.Кипренский. Набросок с «Портрета старика в красном».
Но карандашный штрих беглых
зарисовок едва ли может быть включен в группу линейно-пластических приемов.
В отличие от гибкой и плавной, проводимой в совершенно ином, замедленном темпе линии, штрих не несет в себе, как правило, никаких пластических функций.
Слайд 14ЗАДАНИЯ:
По представлению сделайте несколько схем портрета человека, которые характеризуют гнев,
печаль, радость, удивление, восхищение.
Объясните принцип передачи мимики.
Нарисуйте графический портрет
близкого человека с натуры, передав определенное настроение, например задумчивость, радость и т.д.
Подготовьте доклад о творчестве любимого художника-портретиста. К докладу выполните презентацию в PowerPoint.
Создайте серию зарисовок под названием «Средства графического портрета», используя компьютерный инструментарий.
Слайд 15СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ:
Специфика графического портрета.
Автор: Дементьева А.А., студентка художественно-графического факультета, 3
курса, 2 группы, sproti@mail.ru
Аннотация: Представлена методическая разработка выполнения графического портрета
для учащихся художественных школ. Показано использование средств художественной выразительности на примерах работ русских художников XIX века.