Слайд 1Танцы народов мира
Урок МХК в 8 классе
Учитель МХК
Коляда Н.И.
Слайд 2Происхождение танца
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с
трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти
все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец — основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.) и Африки.
Слайд 3Народные танцы
Природа всегда призывает человека танцевать и петь. Разнообразные движения
зверей и птиц, игра морских волн на берегу, танец лепестков,
овеваемых ветром - все заставляет людей двигаться в ритме танца природы.
Первоначально люди следовали побуждениям своего сердца и танцевали. Впоследствии появились особые формы и типы народного танца для различных сезонных праздников и обрядов. Они получили названия в соответствии с теми периодами и событиями, с которыми было связано их исполнение.
Слайд 4Русские и украинские
народные танцы
Хоровод,
Казачок,
Трепак,
Гопак,
Камаринская
и другие.
Слайд 5Хоровод
Хорово́д (от др.-греч. χορός — «групповой танец с песней»
и общ. слав. вод — корень слова «водить») — древний
народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Другие названия — карагод и танок.
Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), хцро (хорватское), хора (болгарское). Название у других народов: ёхор (бурятское), хурэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол и менуэт.
Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью.
Слайд 6Казачок
Наибольшее распространение получил украинский казачок — живой, весёлый
танец импровизационного характера. Казачок исполняется парами.
Слайд 7Трепак
Трепа́к — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе,
двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Пляска
импровизировалась исполнителем. По характеру имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней» — либо одиночная мужская пляска, либо перепляс.
Слайд 8Гопак
мужской украинский народный танец:
- включающий прыжки, присядки, вращения;
-
часто имеющий величавый, героический характер.
Украинский танец «гопак» ведет нас
в далекие времена, когда он исполнялся пастухами, ухаживающими за коровами. Танцуя, они как бы красовались перед Солнцем, пытаясь привлечь на себя внимание. В дальнейшем Солнце – это невеста, а пастухи-мужчины, исполняющие гопак, выступали в роли женихов, стараясь понравиться светилу-женщине. Возможно, что своим танцем, показывая физическую сноровку, они претендовали на роль лидера среди сотоварищей.
Слайд 9Барыня
русская плясовая, задорная и веселая.
Этот танец исполняется и
мужчинами и женщинами, танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю
дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.
Слайд 10Европейский народные танцы
Шотландские танцы.
Шотландские бальные танцы. Окончательно сложились в
конце XIX, начале XX века, но имеют и более древнюю
историю. Обычно танцуются в «сетах» (группах) из 3-4 пар, основное внимание уделяется перемещению пар друг относительно друга. Основные темпы музыки: рил, джига и страспей.
«Кейли» — простые танцы, исполняемые на народных вечеринках.
«Хайланд» — сольные танцы, зарождались как мужские, но к нынешнему моменту ставшие универсальными. Основное внимание уделяется работе ног, часто этот вид танцев сравнивают с балетом.
«Ледис степ» — сольные женские танцы.
«Кейп-Бретон степ» — шотландский степ, исполняемый как мужчинами, так и женщинами в качестве сольных танцев на праздниках и вечеринках.
Слайд 112. Ирландские танцы. Их отличительной чертой являются быстрые и четкие
движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках.
Виды
танца:
Ирландские кейли— парные и групповые танцы, базирующиеся на стандартных шагах ирландских сольных танцев.
Постановочные фигурные танцы основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли, но ориентированы на массовое выступление сразу многих танцоров в рамках постановочных шоу.
Сет-танцы - парные ирландские социальные танцы. В отличии от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей.
Слайд 12Латиноамериканские танцы
1. Истинно народные, что позже назвали фольклорными. Многие
из них сильно отличаются от района исполнения и обычно объединены
ритмическим характером, но хореографические различия порой столь значительны, что с трудом порой можно найти их родство.
2. Стандартизированные, популярные латино танцы чаще испанского и другого происхождения, такие как ча-ча-ча, самба, румба, болеро, мамба, пасодобль. Эти танцы исполняют как спортивные и социальные. Их хореография зависит от времени и места рождения и исполнения. Есть и нечто общее в них -тема любви (аморус), партнеры стоят близко друг к другу, руки держат друг друга в различных позициях.
Слайд 13Латиноамериканские танцы
Можно выделить 10 принципов:
1. Танцы любви - румба,
меренга, танго, милонга,
2. Танцы с платками - bailecto, marinera,sanjuanito,
zamacueca.,
3. Щелчки пальцами - gato, chacarera, jarana;
4. Уличные танцы - choros, guajira, guarada
5. Танцы стремления - fineza, escondido, bumbuco, jarabe;
6. Квадратные танцы - perican, punto, mejorna.
7. Простоватые - ranchera, pasillo, joropo;
8. Ритуальные танцы - jongo, macumba.
9. Карнавальные - самба, конгаж
10. Местные баллады: calipso, zundunga, corrido.
Слайд 14Болеро
Зародился в Испании в конце XVIII столетия. Себастьян Серэсо,
придворный танцор, в 1780 году, использовал испанский народный Болеро как
основу для своего французского балета. Болеро - один из самых старых "школьных танцев", известных под этим названием, которое, возможно происходит от слова "Volar" (летать), потому что казалось, что танцор парит в воздухе во время танца. Болеро исполняется с музыкальным сопровождением гитары и кастаньет.
Слайд 15Фламенко
Любое обсуждение испанских цыган было бы невозможно без рассмотрения
Фламенко, который, как считают сами цыгане, является выражением их души.
В последние несколько лет популярность фламенко растет не только в Испании, но и во всем мире. Фламенко называют не только цыганским, испанским, но и арабским танцем. На самом деле Фламенко – это непревзойденный творческий сплав художественных танцевальных форм всех народов, проживавших в Испании в течение всей ее истории.
Слайд 17Румба
Румбой является одно из древних артистических выражений, танца и музыки,
которое создал кубинский народ. Этот стиль музыки и танца зародился
на Кубе в XIX веке в результате взаимодействия африканской и испанской культуры, т.е. смешения культуры ввозимых на остров рабов с культурой испанских колонистов. Румба родилась в бедных кварталах Кубы. Каждую субботу соседи собирались вместе, чтобы раствориться в этом танце и таким образом забыть свои печали и горести.
В начале 19 века существовало три варианта Румбы:
- Ямбу (yambu) - парный танец с относительно медленными и спокойными движениями, в основном танцуется пожилыми людьми;
- Гуагуанко ((guaguanco) - парный танец, для которого характерны быстрые, резкие, экспрессивные движения и элемент vacuna, символически изображающий желание мужчины обладать женщиной;
- Колумбия (columbia) - мужской сольный танец, исполнитель делает сложные элементы, акробатические трюки, демонстрируя свои танцевальные способности.
Но широкую известность получила румба гуагуанко – танец, во время которого кавалер следует за дамой в поисках соприкосновения бедрами, а дама старается этого избежать. В этом танце дама как бы является объектом дерзкого ухаживания и старается сдержать страсть своего партнера. Возможно из-за этого за Румбой и закрепилось название - «танец любви». Коренную эволюцию Румбы претерпела, будучи вывезенной в США. Наравне с экспансивной, эротичной кубинской появилась Румба американская – с более сдержанными движениями и стилем. Именно этот вариант Румбы и распространился по всему миру, завоевав сердца нескольких поколений танцоров и просто ценителей латиноамериканской культуры.
Слайд 18Самба
История самбы - это история слияния африканских танцев, которые
пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с
испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки. В 16 веке португальцы привозили с собой из Анголы и Конго в Бразилию много рабов, которые привезли из Африки такие танцы, как Catarete, Embolada и Batuque. Эти танцы считались в Европе очень греховными, поскольку в процессе танца танцоры касались пупками (именно пупками, а не животами - инквизиция тогда была очень строгая и интеллектуально развитая).
Embolada - танец, изображающий корову с шарами на рогах для безопасности, слово "embolada" в Бразилии сейчас - синоним слова "дурацкий". Batuque был настолько популярен, что король Испании Manuel I выпустил закон, запрещающий этот танец. Это танец в круге с шагами, похожими на чарльстон, с парой, танцующей в центре круга.
Сложный танец, образованный из комбинирования движений этих танцев с дополнительными колебаниями корпуса и бедер, в 1830-ых назывался Lundu. Позднее в танец были привнесены шаги, которые делают участники карнавала в Рио (прогрессивные, локи итп), которые назывались Copacabana (название пляжа около Рио-де-Жанейро).
Постепенно высшее общество Рио-де-Жанейро также стало танцевать этот танец, хотя он был изменен, чтобы можно было танцевать в закрытой танцевальной позиции (которая тогда считалась единственно возможной и правильной). Танец тогда назывался Zemba Queca, и был описан в 1885 как " изящный бразильский танец". Происхождение названия "Samba" неясно, хотя "Zambo" означает "ребенок от негра и местной (бразильской) женщины"(мулат). Танец был позже объединен с Maxixe. Это бразильский круговой танец, описанный как Two Step. Maxixe был известен в США в начале двадцатого столетия.
Самбу часто называют "южноамериканским вальсом", ритмы самбы очень популярны и легко видоизменяются, образовывая новые танцы - ламбаду, макарену. Различные варианты самбы - от байона (Baion или Bajao) до Marcha танцуются на карнавале в Рио-де-Жанейро.
Истинный характер самбы - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся неприличными движениями таза с различными интерпретациями. Если же этого нет, самба теряет очень многое.
Слайд 20Кавказские танцы
Лезгинка – один из традиционных кавказских танцев. Существует этот
танец у каждого народа Кавказа. Это выражение души гордого, свободолюбивого,
темпераментного, мужественного народа. В танце есть элементы от грациозных движений до стремительных прыжков и сальто. Юноши свободно зависают и парят в прыжках, словно горные туры, а девушки исполняют скользящие и плавные движения, напоминающие полет сокола.
Существуют 3 вида лезгинки: сольная, парная, массовая.
Слайд 22Индийский народный танец
В Индии живут большое количество народов и у
каждого есть свои обычаи, свои песни и свои танцы. Народные
танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев.
Харата-Натьям, Катхак, Одисси, Кучипуди, Мохиниаттам и Катхакали - только некоторые из основных традиций классического танца Индии. Индийский танец тесно связан с преданиями, мифами, часто для танца берутся темы мифов и поэмы-постановки.
Танцевальное искусство Индии родилось в древности как ритуал, и долгое время было достоянием храмов. В храмах и сейчас есть площадки для ритуальных танцев, а на стенах присутствуют изображения танцующих. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива — один из трех великих богов индуизма.
Существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.
Индийский танец принято разделять на классический и народный. Четыре стиля индийского танца считаются классическими: Бхарата-Натьям, Катхак, Катхакали и Манипури.
Слайд 24Китайские танцы
Во время Шань и Чжоу-периодов первого
тысячелетия нашей эры китайский танец разделился на два вида: гражданский
и военный. В гражданском танцоры держали в руках перья, символизирующие распределение пищи, добытой на рыбалке или охоте. Затем танец эволюционировал в танец, который исполнялся за городом периодических императорских священных ритуалах, а также других действах, связанных с религией. В военном танце танцоры держали в руках оружие и в едином совместном движении делали шаги вперед и назад. Позже схему этого танца взяли за основу военных тренировок. Китайцы создавали хореографию движений рук и ног, чтобы выразить свою преданность небесным и земным духам, отобразить повседневную жизнь и разделить с духами и людьми чувство радости и удовлетворения. Танец также исполнял функции искусства, которое доставляло удовольствие выступающим и зрителям.
Народные танцы отражают образ жизни и обычаи людей, обладают общей художественной ценностью и составляют драгоценную часть культурного наследия Китая.
Слайд 26Японский танец
Одним из придворных танцев японцев, является танец бугаку, в
котором заметны индийское, китайское и корейское влияния, был излюбленной формой
придворных увеселений. Величественный и мужественный, этот танец являлся обобщенным изображением итога какой-либо истории. Движения ног в нем представлены обильно, как ни в одном другом японском танце. Этому стилю предшествовали кагура - форма, заимствованная из Китая, и гигаку - танец в масках, ставший частью буддистского ритуала.
Первым национальным японским танцем стал саругаку, берущий начало в древних синтоистских и буддистских празднествах.
Слайд 28Вальс
Вальс возник на рубеже двух веков – 18-го и
19-го. Произошёл от австрийского народного танца лендлера, распространённого в Австрии
и Южной Германии. Но французские хореографы доказывают связь вальса с живым и весёлым провансальским танцем вольта (в переводе означает быстрый поворот). Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъёмы ног. Позднее в танце появились элементы вращения. Кавалер, выбрав понравившуюся партнёршу, выводил её на круг, вращал вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.
Существуют огромное множество разновидностей вальса: Венский вальс, Французский вальс, Английский вальс (Вальс –Бостон) Аргентинский вальс (Танго), Фокстрот и др.
Слайд 30Менуэт
В 18 веке в моду входит новый французский танец –
менуэт. Это был самый сложный танец, который танцевался в быстром
темпе. Менуэт родом «из крестьян» подвергнулся совершенствованию. Танцующие двигаются маленькими шажками, кавалер изящным движением снимает шляпу, кланяется, дама церемонно приседает в глубоком реверансе. Они танцуют раздельно, лишь иногда позволяя коснуться друг друга кончиками пальцев.
Слайд 31Творческое задание
Составить презентацию об одном из видов танца;
Сделать сообщение
о любом из видов танцев;
Нарисовать рисунок «Танцы народов мира».
Слайд 32Домашнее задание
П.18.1, 18.2
Спасибо
за внимание!