Слайд 1Тема детства в искусстве ii половины xix и начала xx
века
К уроку по повести
В.Г Короленко «В дурном обществе»
(«Дети подземелья»)
6 класс
Слайд 3Краткий комментарий
Тема беспризорного нищего детства волновала передовых людей 19 века,
поэтому так прочно вошла в литературу и искусство.
Нищие дети выпрашивают
милостыню у случайного прохожего, кидаясь в отчаянии ему под ноги. Унижение и страх этим несчастным и обездоленным детям знакомы с ранних лет их жизни.
Слайд 4В.Г.Перов «Тройка»
Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли
к песням о лихой и резвой тройке, а тут –
тройка измученных непосильной работой детей.
Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всей его творческой жизни. Картина отражает те жуткие времена, когда тяжелый труд детей считались обычным делом. Безысходность, щемящее чувство сочувствия охватывает нас при виде этой картины
Слайд 5В.Г.Перов «Спящие дети»
Убогая, до крайности обстановка жилища,. Детей даже нечем
прикрыть. Они спят на каких-то лохмотьях, старой рогожке, что свидетельствует
о нужде и нищете, в которых проходит их безрадостное детство.
-Вспомните рассказы И.С. Тургенева и Л.Н.Толстого , в которых говорится о детях.
Слайд 6А.Г Венецианов «Захарка»
А.Г Венецианов «Захарка»
Алексей Гаврилович Венецианов очень часто писал
деревенских ребят. Захарка – крестьянский мальчик. Он озабоченный чем-то, деловитый,
перебросил топор через плечо, словно вот-вот примется за работу. В отцовской шапке, больших руквицах, будто «мужичок с ноготок», о котором писал…(кто? – отвечают ученики)
В этом образе и глубокое знание детской души, и вера в талант, ум, доброту и выносливость маленького русского человека
Слайд 7А.В. Тропинин.
«Портрет Арсения Тропинина»
Слайд 8Краткий комментарий
Арсений Васильевич Тропинин родился в селе Карповка Новгородской губернии
в семье крепостного. С детства имел пристрастие к рисованию. Был
отдан на учение в 9 лет в Академию Художеств. Написал около 300 картин. Как и другие просветители, считал ум ребенка «чистой доской». Пороки в обществе считал следствием плохой системы воспитания
Этот портрет единственного сына художника, который был духовно тесано связан с отцом. Это лучший портрет ребенка. Художник стал свободным только в 47 лет, а его сын остался крепостным, и это было большим горем для отца.
Портрет любимого сына… Сколько в облике этого ребенка изящества и благости, внутренней чистоты и красоты. Не зря полотно написано в золотистых тонах.
О чем говорит нам такая палитра красок?
- Какое произведение какого автора вспоминается при взгляде на этого красивого и умненького мальчика? Какого литературного героя он вам напоминает ?
Слайд 9В.М.Васнецов «Портрет Володи»
На портрете сын художника Василия Михайловича Васнецова. (1899
год)
Работа художника подкупает мастерством в обрисовке не только всех деталей
внешности мальчика, но и внутреннее обаяние, впечатлительность, пытливость юной души. Верится, что из этого подростка вырастет хороший, умный, высоконравственный человек. Его не по-детски серьезное выражение лица говорит о том, что он умеет наблюдать за тем, что происходит вокруг, учится жить и любить людей., что он не раз уже задумывался над тем, что такое человек.
-А что вы думаете об этом мальчике? Кого он вам напоминает?
Слайд 10Задания
1.Сопоставьте увиденные вами картины русских художников с теми образами детей,
о которых вы прочитали в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Как картины художников помогают глубже понять основные мысли автора повести?
2.Рассмотрите иллюстрации, помещенные в учебнике. Так ли вы себе представляете проиллюстрированные эпизоды?