Слайд 1Триумфальная арка Санкт-Петербурга – Московские Триумфальные ворота
Презентация выполнена студенткой
2А группы
Андреевой Тамарой.
Слайд 2Величественное сооружение на главной улице района –
Московские триумфальные ворота
- памятник победам русского оружия в войнах с Персией и
Турцией в 1826-1829 гг.
Слайд 3Краткая информация и адрес
Московский пр., дом 114
Архитекторы:
Стасов В. П.
Год постройки:
1836-1838,
1956
Стиль :Классицизм
Слайд 4 Московские Триумфальные ворота были сооружены в 1834—1838 гг.
в Санкт-Петербурге по проекту В.П. Стасова (архитекторы Е. Н. Петрова
и И. Г. Капцюг) в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828-1931гг.)
Слайд 5Как выбирали архитектора
Над проектом триумфального ансамбля «Площади
победы» вначале работал архитектор А.К.Кавос. Ансамбль должен был включить несколько
монументов, посвященных победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов( обелиски, пирамиды, колоннаду, трех-пролетную арку). Воплощение столь сложного проекта потребовало бы огромных материальных и временных затрат. Проект триумфальных ворот на Московской заставе предложили исполнить Стасову, который к тому времени успешно завершил работу над Нарвскими триумфальными воротами.
Слайд 6
Стасов в своем проекте сумел сочетать утилитарную функцию городских ворот
и образ парадной триумфальной арки. Архитектор представил два варианта ворот
«больших» и «малых». Он отказался при этом от богатого скульптурного декора проекта 1827 года, сократил количество колонн портика , но сохранил композицию античных пропилей.
Слайд 7 Окончательное одобрение проектных листов было получено 20
апреля 1834 года. В письме конференц-секретарю Академии художеств В.И.Григоровичу Стасов
писал , что в качестве образца для подражания он использовал знаменитые Пропилеи Афинского Акрополя, созданные в V веке до н.э. архитектором Менесиклом.
Слайд 8Ход строительства
В августе 1834 года началось строительство,
на площадку заранее были привезены тосненская плита и известь, кирпичи,
1078 гранитных блоков , вынутые из фундамента не построенной колокольни Смольного монастыря.
Церемония закладки Московских триумфальных ворот состоялась 14 сентября 1834 года. По традиции на дно котлована был опущен плоский камень с углублением. Туда были брошены платиновые, золотые, серебряные и медные модели , а сверху положили плиту на которой была вырезана дата закладки и текст императорского указа. Затем положили двадцать два небольших камня с инициалами высокопоставленных особ, членов комитета и автора проекта- архитектора Стасова.
Непосредственное руководство строительством осуществлял помощник Стасова-младший архитектор Е.И.Диммерт. Композиционно Московские триумфальные ворота представляют собой свободно стоящий портик-пропилеи из двенадцати колонн дорического ордера, поставленные двумя рядами.
Слайд 9Ворота - самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из
чугунных деталей. Высота ворот 23 метра, длина 36 метров. Высота
колонн - 15 метров, диаметр колонн - более 2 метров .
Слайд 10
Шесть пар мощных дорических колонн поддерживают перекрытие, увенчанное
изваяниями воинских доспехов. На фризе скульптурные изображения гениев Славы, держащих
щиты с гербами российских губерний (скульптор Б.И.Орловский).
Слайд 11 Ворота увенчаны восемью пятиметровыми
рельефными медночеканными трофеями
(копья, мечи, щиты, шлемы и др.) ,
которые четко
читаются на фоне неба.
Слайд 12Триумфальные ворота
Торжественное открытие этого памятника, отражающего военную мощь, славу и
величие России, героизм ее воинов и победителей, состоялось 16 октября
1838 года.
Они стали самым крупным в мире разборным сооружением из чугуна. На создание ворот было потрачено 1 180 000 рублей.
Слайд 13
В начале ХХ века Московские ворота не
имели объезда по сторонам. Они стояли вплотную к домам по
четной и нечетной сторонам Московского (тогда Забалканского) проспекта. И конный транспорт (практически единственный вид транспорта в этом районе) не объезжал Московские ворота, а проезжал под ними.
И пешеходы не обходили по тротуарам этот памятник, а проходили через крайние проемы между колоннами, где были сделаны ступени, сохранившиеся до сих пор. Центральный, наиболее широкий проем между колоннами служил для проезда двух встречных потоков гужевого транспорта, а проемы между центральным проездом и пешеходными проходами были предназначены для проезда карет, легковых извозчиков и всадников.
Слайд 14Немного истории
В 1936 году было принято решение о демонтаже Московских
триумфальных ворот, которое было связано с новым планом о расширения
города на юг и преобразования застройки вдоль Московского шоссе , ставшего Московским проспектом. Чугунные детали были перевезены на склад , скульптурный декор передали в музей Академии Художеств , музей городской скульптуры и Артиллерийский музей.
В 1938-1941 годы был создан проект использования ворот для оформления входа в парк (ныне Московский Парк Победы). Во время Великой Отечественной войны чугунные части Московских триумфальных ворот использовались в качестве противотанковых сооружений.
В 1956 году было принято решение о восстановлении Московских Триумфальных ворот и к 1959 году восстановительные и реставрационные работы завершились.
Слайд 15Памяти павших будьте достойны
"Герой", служащий Отечеству, никогда не умирает и
оживает в потомстве",
- писал Я. П. Кульнев, один из участников
войны 1812 года.
И те, кто с оружием в руках встал на защиту Родины в дни войны, не могут быть забыты, как и не могут изгладиться из народной памяти дела их..