Слайд 1Творчество душевнобольных.
Великие деятели искусства.
Работу выполнила
Студентка 1 группы, 4 курса,
Аркадьева
Мария
Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет
Слайд 2«Творчество – это ничто иное как болезнь души»
Гейне
Слайд 3В психиатрии есть теория о том, что величайшие идеи гениев
рождаются внезапно и развиваются точно так же бессознательно, как и
необдуманные поступки сумасшедших. И между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим свое произведение – сходство абсолютное. «Пульс слабый и неровный, кожа бледная, голова горячая воспаленная, глаза блестящие, налитые кровью, беспокойные, бегающие по сторонам. По окончании периода творчества сам автор не понимает того, что он минуту тому назад излагал» - это описание врачебного освидетельствования писателя Тассо. Подобные анамнезы можно нередко встретить в картотеках сумасшедших домов.
Слайд 4Патография – раздел психиатрии, анализирующий творчество и биографии великих людей.
Гениальность и помешательство - Ч.Ломброзо
В своей книге Ломброзо провел параллель
между гениальными людьми и душевнобольными. Он доказывал, что для гениев, так же как и для душевнобольных характерны - усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Лоброзо не доказал, что гениальность непременно является психическим заболеванием. «Между гениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими — гении»
Слайд 5Винсент Ван Гог
Диагноз: эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения.
В картинах
трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах
цвета, порывистого ритма, нервного пастозного мазка
Слайд 8При шизофрении больные иногда в своих рисунках объединяют технические детали,
такие как провода и лампы, шестеренки вместе с живой плотью,
то есть получаются киборги. При шизофрении с негативной симптоматикой, больным трудно и не охото рисовать, их рисунки отличаются бедностью фона и контуров. В период обострений больные чаще используют оранжевые цвета
Слайд 9Сальвадор Дали
Сальвадор Дали рос под сильным давлением отца, который
оставлял на столе книги с картинками, где тела женщин были
обезображены венерическими заболеваниями. Дали мог позволить себе только мастурбацию, от этого жуткого стыда и страха перед сексуальной жизнью он не оправился даже, живя с Галой.
Вплоть до 25 лет у Сальвадора Дали были только вымышленные женщины, которых он сам себе придумывал и любил их.
Слайд 10Метаморфозы нарцисса
Для вдохновения Дали использовал метод ложки или тяжелого
ключа. Сидя за столом, он держал между пальцами ложку, а
когда начинал дремать, то она падала и билась о тарелку. В момент такого внезапного пробуждения человеческое сознание находится на стадии альфа-волн, тогда интуиция максимально активна.
Слайд 11Жутко боялся лифтов и мог без разбору подписать какой-то контракт.
Был помешан на кастрациях, мастурбациях, боялся больших бюстов у женщин.
В
70 лет у Дали была наркотическая зависимость от антидепрессантов.
Незримые лев, конь и спящая женщина,
Слайд 12У Рафаэля была галлюцинация образа Мадонны, который он и воплотил
в своих произведениях.
Слайд 13В середине XX столетия художник Жан Дюбуффе из Франции изобрёл
термин - "Арт-брют". Под ним творец подразумевал "фриковое" искусство, которое
независимо от культурных шаблонов и общепринятых норм. В первую очередь, француз относил к объектам Арт-брюта произведения душевнобольных людей, но позднее значение термина расширилось и к образцам странного жанра искусства стали относить также работы инвалидов, аутсайдеров, заключенных и прочих творцов, оказавшихся на обочине жизни.
Август Наттерер. Мировая ось с кроликом
Слайд 14Адольф Вёльфли Лечебница Вальдау, 1921
Слайд 19Фридрих Вильгельм Ницше
Диагноз: Ядерная «мозаичная» шизофрения, возможно, на фоне
сифилиса.
Из медицинской карты: больной пил из сапога свою мочу,
испускал нечленораздельные крики, принимал больничного сторожа за Бисмарка, пытался забаррикадировать дверь осколками разбитого стакана, спал на полу у постели, прыгал по-козлиному, гримасничал и выпячивал левое плечо.
Слайд 20История болезни: перенес несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние
20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее
значимые его произведения — к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провел в психиатрических клиниках, дома о нем заботилась мать. Состояние его постоянно ухудшалось — под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы, к примеру: «Я мертвый, потому что я глупый» или же «Я глупый, потому что я мертвый».
Слайд 21Мысль o сaмoубийстве - это великое утешение. При поддержке ее
пережиты многие ужасные ночи.
Есть два вида одиночества. Для одного
одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных.
Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.
Все что не убивает меня, делает только сильнее.
Факты не существуют - есть только интерпретации.
Слайд 22Эрнест Миллер Хемингуэй
Диагноз: Острая депрессия, умственное расстройство.
Симптомы: Суицидальные
наклонности, мания преследования, нервные срывы.
Слайд 23История болезни: В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в
США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он
практически не мог писать — а потому добровольно согласился пройти лечение в психиатрической клинике.
Хемингуэй перенес 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают… Какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли».
По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошел повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.
Слайд 24Маяковский закончил свою жизнь, выстрелив себе в сердце.
Слайд 25слов исступленных вонзаю кинжал
в неба распухшего мякоть:
"Солнце!
Отец мой!
Сжалься хоть ты
и не мучай!
Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.
Это
душа моя
клочьями порванной тучи
в выжженном небе на ржавом кресте колокольни!
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!"
Слайд 26А свет колеблющейся лавой
в чащобу темную скакал,
где пожирающей
оравой
зубов округлился овал.
Не ночи реющей твердыней
с туманом,
сотканным со льда,
а перезревшей желтой дыней
катилась поздняя луна.
-сопоставление, казалось бы, несопоставимых понятий
-своеобразная трактовка событий
-неоправданная, не всегда понятная акцентуация на второстепенные детали
-неожиданные парадоксальные вывод
- стремление к формальной новизне (игра слов, причудливое размещение строк, рифмованных окончаний)
трока может состоять всего лишь из одного слова
лишены предметности, чувственной выразительности
- много рационального, эмоционально недостоверного
Поэзия больных шизофренией
Слайд 27 Нет, то не глаз -
То глас.
Глас вопиющего в
пустыне.
Когда, отчаявшись, остынет,
его пронзительный призыв,
во мне погибнет
жизнь.
Исчезнет ощущение
мучительной борьбы за право бытия.
Ещё я буду жить какое-то мгновение.
Какой-то долгий миг...
Но буду жить не я.
Сам себе герой
Сам себе чужой
Вечно сам не свой
Кто же я такой?
Веду я с тенью бой,
Иду я на убой
Какой-то никакой
Мой мир для всех пустой
Слайд 28Некоторые факты из жизни великих:
Один из величайших французских классиков –
Золя привязывал за работой себя к стулу.
Шарлотта Бронте, когда писала
рукописи, ставила рядом огромную корзину с картофелем, который она время от времени принималась яростно чистить. Отвлекать ее от этого занятия было чревато – женщина, осатанев от гнева, могла наброситься на побеспокоившего ее, чего, кстати, впоследствии даже не помнила.
Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.
Слайд 29Заключение:
Творчество для пациентов является выражением себя, своих страхов, мыслей,
то, что они не могут выразить простыми словами. Творчество лечит,
а значит нужно поощрять желание пациентов писать и рисовать. Большинство пациентов никогда не занимались этим до заболевания, после заболевания они стали улавливать больше деталей и переносить их в картины или стихи. Так же есть пациенты умевшие рисовать до заболевания и, даже имеющие специальное образование, но после развития болезни, потерявшие этот дар. Гениальность и безумие совместимы, но могут существовать раздельно. После просмотра многих фактов из жизни великих художников, писателей и философов можно предположить, что чаще гениальность и безумие сливается в едино.
Слайд 31http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех