Слайд 1ХРАМЫ РОСТОВА-НА-ДОНУ
ХРАМЫ
РОСТОВА-НА-
ДОНУ
Слайд 3
Величественный храм, сродни храму Христа Спасителя. В 1891г. собор был
заложен по проекту А.А.Ященко. И возводился он долгие 16 лет,
с 1891-1907гг.
Храм был построен в ознаменование избавления Государя императора Александра II от покушений 4 апреля 1866 года и 25мая 1867 года. Строился он на средства ростовцев, в основном купца П.И.Ильина.
Храм был освящен в 1908 году. Его площадь составляла 1000м2, вместимость 1500 человек. Стены, купол и арки были расписаны по эскизам братьев Васнецовых. В храме были три иконостаса: во имя Александра Невского и святых Пантелеймона и Петра
Собор
Александра Невского
Слайд 5Рядом расположена временная церковь, возведенная в 1878г. по проекту архитектора
С. Загоскина (с южной стороны храма). Вокруг храма был разбит
обширный сквер из канадских тополей, который, как и храм, являлся одним из главных украшений города.
В проекте с церкви чувствуется желание архитектора отойти от известных композиционных приемов и создать монументальный и величественный образ культового сооружения. На протяжении всего своего существования он оставался главной доминантой площади Нового базара, его композиционным ядром.
Слайд 7К концу XIX - началу XX в.в. на площади Нового
базара были возведены кирпичные торговые лавки и магазины, а на
Большом и Среднем проспектах (ныне Ворошиловский пр. и улица Соколова) построены жилые и доходные дома известных в городе предпринимателей и купцов. Но в таком виде площадь просуществовала недолго.
В 1920-30-е г.г. Александро-Невский собор был разрушен. На площади возвели Дом Советов.
...Много дней тело храма сопротивлялось взрывам, которые в начале 30-х годов осуществляли большевики с целью... много позже разбить на месте храма... цветник.
Слайд 10Всехсвятская церковь
Здание не сохранилось, в настоящее время на ее
месте расположен Дворец спорта.
Церковь "Всех Святых", известная больше под
названием "Кладбищенской ", основана 8 сентября 1864г. Раньше она находилась на старом кладбище. 3 октября 1865 г. Старокладбищенская церковь сгорела и вся уцелевшая после пожара утварь была перенесена в деревянную, находившуюся в Соборном переулке, между Казан-ским и Соборной улицами (где теперь здание почтово-телеграфного ведомства).
26 октября 1868 г. (спустя 3 года) отсюда крестным ходом она была перенесена вместе с находившеюся там старой утварью, в новую кладбищенскую Всехсвятскую церковь. Названная церковь была основана еще до устройства Никольской и Казанской церквей.
Слайд 12Успенская церковь
Здание храма утрачено в 30-е годы.
Успенская церковь
была основана 27 июня 1880г. Ильей Степановичем Шушпановым на собственные
средства, в память 25-летия царствования Императора Александра II.
Находилась она на площади Старого кладбища, где стояла Старокладбищенская Всехсвятская церковь.
Внутренность церкви расписана живописью, иконостас отделан мозаикой.
Освящение церкви состоялось 2 декабря 1889 года. Здание храма утрачено в 30-е годы.
Слайд 14Греческая
Благовещенская церковь
Здание Благовещенской церкви было построено в 1909 г.
по проекту городского архитектора Г.Н. Васильева. Церковь сооружалась на пожертвования
прихожан, проживающих как в г. Ростове-на-Дону, так и в Области Войска Донского. В числе ее прихожан было много коммерсантов, предпринимателей, купцов с греческим подданством, имевших в городе свои фирмы и представительства. Церковь представляла собой крестообразное в плане сооружение, где по оси восток-запад располагались: храм, увенчанный куполом, трапезная, трехъярусная колокольня.
В 30-е годы церковь была закрыта. Её приспособили под детскую техническую станцию.
Слайд 17
В 40-е годы храм был открыт.
В 50-е годы директор
и учителя школы N 7, располагавшейся рядом с храмом, неоднократно
обращались в исполком Кировского района Ростова, настаивая на невозможности "воспитания детей в коммунистическом духе" при таком соседстве.
В 1959 году было принято решение переоборудовать храм под учебно-производственные мастерские и спортивный зал школы.
Последняя попытка прихожан спасти церковь датируется 1.11.64г., когда ими было направлено письмо в Верховный Совет СССР на имя К. Ворошилова с просьбой передать храм верующим. Однако было принято решение: " Церковь разрушить, а на ее месте с использованием нижнего яруса построить здание Областного театра кукол, что и было осуществлено.
Слайд 18Кафедральный собор
Рождества Пресвятой Богородицы
В соответствии с историческими документами на
месте Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы изначаль-но находилась ветхая часовня
во имя Рождества Богородицы.
Позднее в 1766 году здесь была построена деревянная церковь с тем же наименованием. В 1778г. ее заменили новой, но в 1791г. от удара молнии храм сгорел. В 1795г. на площади Старого базара была построена из камня новая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1822г. Синод переводит ее в ранг "Соборной". Официальное освещение состоялось 20 апреля 1822г.
К этому времени вместимость собора становится малой и ростовчане решают строить новый. Сооружение его началось в 1854г. и завершилось в 1860г., тогда же состоялось освящение храма. Строительство осуществлялось строго по проекту, разработанному профессором Константином Андреевичем Тоном, кроме позолоты куполов. На нее не хватило средств. Синод временно разрешил покрасить купола яр-медянкой.
Слайд 20 Храм выделялся своими размерами и величественностью. В плане он представлял
собой равноконечный крест. Двухцветный четверик храма завершался шлемовидной главой. Центральный
барабан прорезан 12 полуциркульными оконными проемами, которые обрамлены килевидными кокошниками.
Внутреннее пространство собора формируют четыре пилона, несущие барабан и купол. Стены оштукатурены и покрыты росписями на библейские и евангельские сюжеты. Трехъярусные иконостасы выполнены в виде часовен увенчанных шатрами с главкой и крестом . Вход в храм осуществлялся с южного, северного и западного фасадов. По проекту областного войскового архитектора Антона Кампиони рядом с Кафедральным собором строится колокольня.
Слайд 22 Она запроектирована в классическом стиле с использованием эле-ментов Ренессанса и
представляла сооружение из четырех ярусов, увен-чанных восьмилепестковой главкой луковичной формы.
Главу колоколь-ни венчал позолоченный крест. В нижнем ярусе постройки размещалась теплая (дежурная) церковь во имя "Святого и чудо-творца Николая". Второй и третий ярусы предназначались для звонницы.
Торжественная закладка фундамента колокольни состоялась 29 июня 1875г. А 22 октября 1887г, в день Казанской Божьей Матери "при многочисленном стечении народа, в 8 часов утра перед Литургиею состо-ялось освящение новой каменной колокольни и в тот же день состоялось поднятие главного колокола весом в 1032 пуда (16.5 тонны). Прочие коло-кола подняли ранее – 15 – 17 октября 1887г." В 1942 году из-за боязни "демаскировки" были снесены два верхних яруса колокольни.
В 1948-50гг архитектор Л. Ф. Эберг предлагает проект восстанов-ления колокольни в измененном объеме (без ранее существовавшего третьего яруса), но проект не был осуществлен. Претерпел изменения и сам собор. В послевоенные годы установили иконостас, выполненный по аналогу московского храма Христа Спасителя и художник Волков восста-новил росписи в интерьере храма. В настоящее время завершено восста-новление колокольни собора по проекту архитектора Ю. Н. Солнышкина.
Слайд 26Церковь
монастыря Сурб-Хач
Строительство монастыря Сурб-Хач связано с переселением армян с
Крымского полуострова на Дон в последней трети XVII столетия. Самой
почетной святыней в монастыре, послужившей основой для его строительства и наречения, считается тот огромный хачкар, который помещен в колонну большого клироса нынешнего здания . Ныне этот хачкар взят в позолоченную стеклянную раму, в которую вложены два креста – один медный большой,без мощи, а другой маленький, с серебряной неизвестной мощью. Они вместе с большим крестом названы Сурб-Хач (Святой Крест).
Слайд 28
На территории монастыря находились:
церковь,
колокольня,
жилые, производственные и служебные
постройки.
Монастырская церковь первоначально была деревянная. В 1783г. на ее
месте заложили каменную, строившуюся с 1786 по 1792гг.
В 1862 году была возведена двухъярусная колокольня с высоким четырехгранным шатром.
Слайд 29 В излучине реки Темерник находился парк, связанный пешеходной дорогой, которая
пересекала речку сначала по деревянному, а затем по железобетонному (заменен
в 1990г) и поднималась по каменной лестнице, выстроенной по склону балки в 1862 году. К сожалению, в настоящее время почти все сооружения монастыря разрушены.
В 1953 году ударом молнии была разрушена колокольня, а в 60-е гг. разобрали почти все постройки (кроме церкви). Церковь возведена в стиле классицизм. Она прямоугольная в плане, расширенная в средней части, с выступающей на востоке полуциркульной алтарной апсидой. Композиционным центром здания является круглый барабан, увенчанный высоким куполом, который завершен фонарем с пологой главкой. Южный и северный фасады выделены четырехколонными портиками.
Слайд 34Церковь
Святого Карапета
Объемно-пространственная композиция церкви Св. Карапета построена на сочетании
форм базиликального и крестово-куполь-ного храмов. Возвышающиеся над первым ярусом центральные,
продольный и поперечный нефы в трансепте завершаются двенад-цатигранным барабаном с шатром. В оформлении фасадов просле-живаются традиционные армянские мотивы с резными каменными деталями. Доминирующим мотивом в их оформлении является ар-када.
Она представлена в первом ярусе северного и южного фасадов пучками полуколонн с профилированными архивольтами. Полуцир-кульные проемы входов, а их в храме три – южный, северный и западный, - оформлены перспективными порталами, завершенными крестами. Преобладающую роль центрального нефа подчеркивает мотив нарастающей к центру аркады.
Слайд 35Рукой Мартироса Сарьяна были написаны сведения о церкви Святого Карапета.
Слайд 36 Храм заложили в 1875г. Он возводился на средства Аладжалова, "по
рисункам и чертежам" И. Е. Хатранова. Оба строителя впоследствии были
похоронены у северо-восточного фасада здания. Строился храм более пяти лет. Его освятили 11 июня 1881г.
В едином стиле с фасадами был оформлен и интерьер церкви, выполненный по эскизам И. Е. Хатранова и городского архитектора В. В. Сазонова, а иконостас из орехового дерева в "анийском стиле" - немецким мастером Крафтом.
Стены храма и трапезной украшены орнаментальными плетеными рамками и медальонами, в которые помещены фрески. Центральные пилоны увенчаны орнаментированным карнизом.
Главная икона храма "Богоматерь" установлена на ступенчатом подиуме за иконостасом. Подлинные первоначальные фрески помещены в рамках и медальонах: "Георгий Победоносец", "Пантелеймон Целитель", "Святая Варвара-мученица", "Святой Степанос" и др. Церковь Святого Карапета является центром мемориального комплекса с окружающим его кладбищем, где погребены армянские деятели, а также находятся братские захоронения советских воинов (1941-43гг.). К юго-западу от главного входа размещена могила известного композитора И. К. Шапошникова, в центральной части – могилы ученого-почвоведа С.А.Захарова и собирателя донского фольклора А. Н. Листопадова.
Слайд 37Покровский храм
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был перенесен из
крепости Святой Анны. Но материал, из которого ее возвели был
ветхим и, поэтому по прошению обер-коменданта генерал-майора Семена Гурьева и с благословения преосвященного Никифора архиепископа Смоленского и Херсонского в 1782г. приступили к сооружению новой церкви.
29 сентября 1784г. вновь выстроенную из толстого соснового леса Покровскую церковь.
Слайд 38
Первый Покровский храм был очень небольших размеров и предназначался лишь
для военного сословия, населявшего крепость. Вплоть до 1869г. церковь не
имела у себя никакого прихода и за этот период пережила много превратностей; только в 1869г. у нее образовался приход, и вместо военных церковнослужителей назначен был в Покровскую церковь отец Ф. С. Руднев. В 1884г. торжественно отпраздновали столетие храма.
В 1831г. была разобрана колокольня, имевшая башенные часы с боем, а на ее месте возвели новую. С 1850 по 1863гг. ведется обновление и переустройство церкви.
Вместе с тем старая Покровская церковь не могла вместить сильно возросшее количество прихожан, и поэтому 10 августа 1897г. в западной части подворья было освящено место для нового храма.
Слайд 40
Возводилась новая церковь в конце XIX – начале XX вв.
В советское время церковь была снесена и на ее месте
в 1935г. был разбит сквер, а в 1939г. установлен памятник С. М. Кирову. С этого времени переулок Богатяновский стал проспектом Кировским.