Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Каждый народ художник.
Страна восходящего солнца.
4 класс
Урок 16
Автор:
Сидоренкова Любовь Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь
Слайд 2Тема. Страна восходящего солнца
Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности
на уроках изобразительного искусства; дать понятие о многообразии представлений народов
мира о красоте; сравнить образы людей в России и Японии; познакомить с деталями японской одежды; выполнить изображения японской природы в объемной технике; познакомить с терминами «монохромность», «кимоно», «иероглифы».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники познакомятся со спецификой восточного искусства и одежды; научатся изображать образы Японии в рисунке.
Ключевые слова и понятия: Япония, панно, шелк, кимоно, хокку.
Слайд 3Повторение пройденного материала
В первом полугодии вы серьезно и основательно изучали
разные виды русского искусства, знакомились с образами русских людей на
портретах русских художников и рисовали портреты русских красавиц, изучали русскую природу и внимательно всматривались в картины великих русских художников-пейзажистов. Вы изучали, как выглядит русское жилище — простая крестьянская изба, русские храмы, терема и залы царских палат. Вы знаете, как можно на бумаге изобразить русский праздник или пир.
Настала пора перейти к изучению других стран мира. Ведь в каждой стране есть свои представления о красоте — как она проявляется в образах природы этой страны, в портретах населяющих ее людей, в их одежде, жилищах и праздниках. В этой четверти вы на каждом уроке словно совершите путешествие в какую-то новую страну, узнаете ее географическое расположение, образы людей, их жилищ и одежды, праздников. Вы убедитесь в том, что в каждой стране есть свои художественные традиции, помогающие ее жителям создавать подлинные произведения искусства, украшая при этом свою жизнь. Вот и получится, что каждый народ — художник. Этот девиз и станет общей темой III четверти «Каждый народ — художник». Повторите эти слова за мной и запомните их.
Слайд 4Беседа по теме урока
Сначала вы познакомитесь со страной, которая находите»
на востоке. Вы знаете, что каждое утро солнце встает на
востоке, с востока начинается новый день. Значит, чем восточнее расположена страна, тем раньше в ней начинается утро. Получается так, что солнце раньше всех восходит именно в этой стране, открывая каждый новый день, поэтому ее назвали Страной восходящего солнца. Она небольшая по площади, находится на островах и называется Япония.
Слайд 5Сравнивая картины русских художников и японских, всегда можно определить, какую
из них нарисовал русский мастер, а какую — японский.
Слайд 6Беседа по теме урока
Оказывается, что в японской живописи издавна большую
роль играет линия и распространены картины, в которых присутствует небольшое
количество цветов. Можно даже часто видеть картины японских мастеров, которые носят название «монохромные».
Монохромность — использование в рисунке только одного цвета, но часто — разных его оттенков.
Слайд 7Беседа по теме урока
Довольно долго основным течением в японской живописи
было создание произведений не красками, а тушью. При этом отсутствовали
контурные линии, а сам предмет показывали только с помощью контраста, игры света и тени.
Слайд 8Беседа по теме урока
Япония — страна, которая находится на островах,
ее со всех сторон омывает Тихий океан, поэтому там всегда
царит ветреная погода. От постоянных ветров большинство деревьев в Японии вырастают приземистыми, низкими, с причудливо закрученными стволами.
Слайд 9Беседа по теме урока
Японцы стремились сочетать рисунок с его практическим
применением. У них не было принято просто нарисовать картину чтобы
повесить ее на стене и любоваться ею. Они старались раскрашивать домашние вещи, предметы домашнего обихода стены домов, мебель. Обычным предметом мебели для японцев является ширма.
Ширма - складная перегородка в доме. Она состоит из деревянной рамы, на которую натягивали бумагу или материю.
Слайд 10Беседа по теме урока
А в японском доме ширмы были даже
частями стен. Части такой перегородки расписывали невиданными пейзажами или образами
птиц. Получалось, что одновременно человек создавал полезную вещь для своего дома и живописную картину, т. е. произведение изобразительного искусства.
Слайд 11Беседа по теме урока
Пейзажи японцев мало похожи на настоящие, они
больше являются декоративным направлением в живописи. Но все-таки в картинах
японских мастеров чувствуется любование природой. Даже названия картин говорят об этом например «Любование кленами на горе Такао».
Слайд 12Пояснение задания, работа с учебником
Вам уже приходилось работать над образом
человека, создавая рисунки-портреты?
Какие детали вы воплощали в рисунке, когда создавали
образ русской красавицы?
Каковы были элементы ее одежды?
Какие элементы передавали праздничность ее одежды?
Слайд 13Пояснение задания, работа с учебником
Рассмотрите облик японок.
Обратите внимание на
то, как японские художники обозначают черты лица человека — всего
несколькими штрихами, которые просто указывают на расположение глаз, бровей, губ.
Слайд 14Задание для самостоятельной работы
Попробуйте нарисовать образ японской девушки.
национальная одежда японок
– кимоно.
Кимоно- состоит из просторного цветного халата и широкого пояса,
который завязывается на спине бантом.
У кимоно широкие рукава. К национальным особенностям древнего одеяния японцев относится и обувь, которую раньше делали на деревянной подошве и с кожаными ремешками. При ходьбе такие туфли громко стучали, поэтому получили название «стукалки».
Слайд 16Рефлексия
Как называется страна, с традициями которой вы сегодня знакомились на
уроке?
Почему Японию нередко называют Страной восходящего солнца?
В чем заключаются особенности
расположения этой страны?
Что нового вы узнали об искусстве Японии?
Репродукции картин каких жанров вы рассматривали?
По каким признакам можно отличить картину, нарисованную японским художником, от картины, которую нарисовал русский мастер?
Какие детали внешнего облика японки вы изобразили?
В чем заключаются главные отличия облика японки от русской девушки в одежде, в прическе?
Какие еще детали, свойственные образу Японии, вы использовали в своих рисунках?
Слайд 17Сочинение синквейна
Творческий момент
Сегодня вы будете создавать синквейн на тему
«Япония»