Слайд 1Творчество
Леонардо да Винчи
Презентация по МХК
Учителя ОГКООУ «Санаторная школа-
интернат» Кокаревой С.Ю.
Слайд 2Леонардо да Винчи
(15 апреля 1452—
2 мая 1519) -
итальянский
живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.
Совершил многочисленные открытия, провел экспериментальные
исследования в области математики, естественных наук, механики.
Леонардо да Винчи. «Автопортрет» (около 1510-1513). Библиотека, Турин.
Слайд 3 Леонардо родился в семье богатого нотариуса.
Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в
1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо.
Слайд 4 В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении»
Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна
Бенуа», около 1478, Эрмитаж) да Винчи обогащает традиции живописи кватроченто (итальянское наименование 15 в.), подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
Слайд 5Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. Около 1478 года. Масло, дерево.
Эрмитаж, Петербург.
Слайд 6Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Около 1490 года. Темпера, дерево.
Эрмитаж, Петербург
Слайд 7 На службе у правителя Милана Лодовико Моро
(с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора
придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам.
Слайд 8 В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие
Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на
который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде).
Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.
Слайд 9 Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена
бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем
предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство.
Слайд 10Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1497 годы. Живопись на стене.
Санта-Мария-делла-Грацие, Милан.
Слайд 11 В наиболее известной картине Леонардо, портрете
Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой
горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства.
Внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.
Слайд 12Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж.
Гуманистический идеал женской красоты
воплощен в портрете Моны Лизы
(«Джоконда», около 1503).
Слайд 13 К поздним произведениям Леонардо принадлежит
роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-1507,
Лувр). В ней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей представлена на краю пропасти.
Слайд 14 Красноватая бумага, наклеенная на холст; уголь; белила.
Сложная
группировка фигур типична для композиционных поисков начала 16 века.
Леонардо да
Винчи. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»
Слайд 15 Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517).
Слайд 16 В серии рисунков с изображением вселенской
катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская
библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Слайд 18 Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да
Винчи служат его записные книжки и рукописи . Мастер не
оставил систематического изложения своих мыслей.
«Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником
Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, произвольно извлеченных из контекста его записок.
Слайд 19 «Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная
дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу, художник-естествоиспытатель познает «божественный ум»,
скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с божественно-разумным началом, художник утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что существует во вселенной», он тоже есть «некий бог».
Слайд 20
Как ученый и инженер Леонардо да Винчи
обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того
времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.
Слайд 21 Особое внимание Леонардо уделял механике,
называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ
к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем.
Слайд 22 Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным
техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей
и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.
Слайд 23 В анатомических исследованиях в детализированных рисунках
заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм
как образец «природной механики». Впервые описал ряд костей и нервов.
Слайд 24Леонардо да Винчи. Анатомический чертеж (Витрувианский человек).
Слайд 25 Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо да
Винчи является личностью, наиболее ярко очертившей диапазон творческих исканий эпохи
Возрождения.