Слайд 1Ученический проект
Ученицы 7Б класса
МБОУ «СШ №55»
Бабаевой Лейлы
Куратор: Сатышева Т.В.
Строчевышивальный промысел
Ивановской области
Слайд 2Тема
“Строчевышивальный промысел
Ивановской области”
Слайд 3Цель
Сподвигнуть молодёжь на проявление
своих талантов в искусств.
Слайд 4Задача
Познакомиться со строчевышевальным
промыслом Ивановской области.
Слайд 5Гипотеза
Осознание того, что Ивановский край знаменит не только палехской миниатюрой,
может подтолкнуть молодёжь к развитию своих талантов в искусстве.
Слайд 6Актуальность темы
Иваново уже не “город невест”. Город славится своими институтами,
музеями, но к сожалению, никак не ткацким производством.
Слайд 7Почему текстиль?
В течение многих столетий у русского народа выработались определенные
приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские вышивальщицы
бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая её. По цвету, орнаменту, виду вышивки всегда можно определить, когда и где она была выполнена. Народное искусство Ивановской области, образованной в 1918 году из окраинных районов смежных губерний - Владимирской, Ярославской, Костромской, имеет глубокие художественно-ремесленные традиции .
Малоплодородные земли издавна способствовали распространению среди жителей Владимирской губернии занятий ремёслами и торговли. Близость к Москве, Нижнему Новгороду, Костроме, Ярославлю позволяла местным кустарям и торговцам быстро усваивать те новшества, которые появлялись в промыслах, ремёслах и промышленности других местностей и умело использовать их опыт. Уже в конце XVIII - начале XIX веков земли нынешней Ивановской области представляли собой регион активного развития ремёсел и промыслов, ставших важной частью народной художественной культуры Верхнего Поволжья. Жители Ивановского края, бывшей до 1918 года Владимирской губернией, по преданию считались выходцами из новгородских земель, принесшими оттуда дух предприимчивости, склонность к промыслам и торговле. Изделия художественных промыслов и ремёсел Ивановского края в XIX веке свидетельствовали о высоком профессионализме местных мастеров в обработке различных материалов, о разнообразии художественных и технических приёмов, используемых в предметах быта, одежды, декоративного убранства домов. Особым мастерством отмечены изделия текстильных промыслов - ткачество, вышивка, кружевоплетение - которые стали преимущественной местной специальностью, достопримечательностью и гордостью края. Крестьянское домашнее вышивание в XIX веке было тесно связано с традиционным сельским бытом и продолжало традиции крестьянского искусства более ранних периодов ,
Слайд 8Шуя – один из центром ремесла
В городе Шуе знали и
вышивали некогда архаическими счетными приемами: набором, двухсторонним швом, счетной гладью,
полукрестом и др.
Все эти техники, так или иначе, присутствовали в строчевом шитье г. Шуи кроме цветной перевити, образцы которой в этой местности не обнаружены. Тонкостью и изяществом работы отличаются строчевые подзоры и другие предметы быта, относящиеся к XVIII-началу XIX веков. Тесная связь с городской средой, купеческим и дворянским бытом способствовала развитию ремесленных основ в вышивальном искусстве. Появление изделий с вышивкой было вызвано большей частью запросами представителей социальных верхов общества. Изделия этого времени отличает яркая декоративность и сложность исполнения, богатство и пышность зооморфных и растительных орнаментов, разветвленная разработка жанровых сцен. В вышивке выражено, прежде всего, исконное мастерство владимирских строчей, в ней сосредоточилось всё многообразие техник и приемов, характерных для русской вышивки Верхнего Поволжья и Севера России. Общим для вышивки Холуя, Пестяков, Палеха, Пучежа, Шуи являются швы, выполняющиеся по счету нитей ткани.
Слайд 9Льноткачество
Льноткачество явилось основой для возникновения и упрочения промыслов вышивки -
одного из наиболее ярких художественных явлений региона Ивановского края. В
отличие от домашнего кустарное льноткачество, ориентированное на потребности более широкого рынка, развивалось в двух основных направлениях: производство технических сортов ткани (грубый холст) и тонкого бельевого полотна, в том числе штучных изделий (салфетки, скатерти, полотенца). Возникновение крестьянских кустарных промыслов льноткачества было связано с историей полотняных мануфактур, которые появились на землях Ивановского края уже в 1730-х годах.
В 1750-1760-х годах полотняное производство переживало большой подъём, а ткани ивановских, кинешемских мануфактур даже вывозились в Англию. В 1770-е годы появляются крестьянские мануфактуры. Наиболее крупными были ивановские мануфактуры Е.Грачева и И.Гарелина, которые даже покупали на имя своего владельца графа Шереметьева крепостных крестьян для своих предприятий. Фабриканты и купцы, занимавшиеся производством и сбытом льняного полотна, прилагали значительные усилия к организации регулярных форм производственной деятельности крестьян. Спрос на льняные ткани в Ивановском крае уменьшился в начале XIX века, так как увеличился импорт хлопчатобумажной пряжи из Англии в 1803 году и упадок московского ситцевого производства после пожара в 1812 году. Вследствие этого ситцепечатанье в Иванове и вокруг него стало «народной промышленностью».