Слайд 1Ювелирное искусство Древней Руси
Слайд 2Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава
Мудрого и Владимира Мономаха (10-начало 13 столетия), поражая своей красотой
европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.
Слайд 3В те далекие времена наша страна испытывала влияние сразу нескольких
развитых культур (греческой, еврейской, армянской, скандинавской, исламской и, конечно, византийской).
Все это, безусловно, не могло не найти свое отражение в ювелирном деле, где причудливо переплелись мотивы восточнославянского язычества, тонкое искусство эпохи викингов, замысловатые восточные мотивы и христианские элементы
Слайд 4Более всего знаменита "Черниговская гривна", или "гривна Владимира Мономаха".
Слайд 5
На одной стороне изображен архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны
от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: "Господи, помоги
рабу своему Василию".
На другой стороне изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке
Слайд 6Это был подлинный христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и
сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское время
украшения подобного рода не были редкостью. "Черниговская гривна" выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне, скорее всего, княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города.
Слайд 7Восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были
литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки,
стеклянные браслеты и, конечно же, бусы.
Слайд 8Самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца
вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным
уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу.
Слайд 9У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был
свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения
соседей.
Височные кольца радмичей
Височные кольца вятичей
Слайд 10Горожанки XI-XIII вв. больше всего любили колты - парные полые
золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к
головному убору.
Слайд 12Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению
некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав
олова, меди, серебра, серы и других составных частей.
Слайд 13Часто археологи находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болезней,
бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки
конских голов, к которым цепочками крепятся "бубенчики", выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.
Слайд 14Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие
ими мастера сгинули в лихую годину Батоева разгрома или были
угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.