Разделы презентаций


Жанр портрета в русской живописи XVIII века презентация, доклад

Содержание

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.) Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине Отец, писавший иконы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жанр портрета в русской живописи XVIII века
Преподаватель
истории, обществознания, МХК
МБОУ

«СОШ № 48»
г. Владивостока
Шабалина Светлана Николаевна

Жанр портрета  в русской живописи XVIII векаПреподаватель истории, обществознания, МХКМБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина

Слайд 2 Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)
Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825)

родился в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик,

принадлежал к местной казачьей старшине Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей. Помимо икон он писал и портреты, в полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.
Боровиковский Владимир Лукич  (1757-1825 гг.) Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) родился в небольшом украинском

Слайд 3Екатерина II в Царскосельском парке 1794г, холст, масло, 94.5x66 см Государственная Третьяковская

галерея, Москва
Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена

на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.
Екатерина II  в Царскосельском парке 1794г, холст, масло, 94.5x66 см Государственная Третьяковская галерея, Москва  Боровиковский

Слайд 4Портрет императора Павла I 1800, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет

Павла I (1754-1801) – был написан Боровиковским по заказу Академии

художеств и предназначался для конференц-зала Академии..
Он представлен на портрете в особом торжественном одеянии, в которое он облачился при короновании.
Павел стоит на возвышении, на фоне фантастической дворцовой архитектуры. Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, со скипетром в руке, цепью и звездой ордена Святого Андрея Первозванного, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского.
Портрет императора Павла I   1800, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 	Портрет Павла I (1754-1801) – был

Слайд 5Портрет великой княгини Александры Павловны 1796, холст, масло, 72 x 58

см . Коллекция Гатчинского Дворца Музея
В этом портрете Боровиковский отдает

дань сентиментализму, вводя пейзажный фон как своего рода средство характеристики персонажа. Венок из роз, украшающий голову великой княжны, подчеркивает ее юность и свежесть. Подобная характеристика модели усиливается нежным, изысканным колоритом с тончайшими переливами розово-жемчужных тонов. 
Александра Павловна (1783-1801) — великая княжна; старшая дочь великого князя Павла Петровича (императора Павла I) и его второй жены, великой княгини Марии Федоровны. 
Изображена с осыпанным бриллиантами миниатюрным портретом Екатерины II на груди и орденом св. Екатерины Большого креста (звезда).
Портрет  великой княгини Александры Павловны 1796, холст, масло, 72 x 58 см . Коллекция Гатчинского Дворца

Слайд 6Портрет
великой княжны Елены Павловны
1796, холст, масло, 73 x

59 см, Коллекция Гатчинского Дворца Музея

Портрет великой княжны Елены Павловны 1796, холст, масло, 73 x 59 см, Коллекция Гатчинского Дворца Музея

Слайд 7Портрет А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной 1795г, холст,

масло75 Х 69,2 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На рубеже

XVIII — начала ХIХ века Боровиковский обратился к новому для него типу группового семейного портрета. К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Младшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.
Портрет  А. Г. Гагариной и В. Г. Гагариной  1795г, холст, масло75 Х 69,2 cм Государственная

Слайд 8Лизонька и Дашенька 1794г, цинк, масло, 31.8 х 26.1 см Государственная

Третьяковская галерея, Москва.
К несомненным достижениям художника относятся небольшие овальные

портреты, написанные маслом на металлических пластинках. Один из них — парный — запечатлел дворовых девушек Львова — Лизоньку и Дашеньку. Молодые грациозные девушки, превосходные плясуньи, одеты и причесаны по моде дворянского круга, словно «барышни-крестьянки». Идиллическое настроение «нежной и чистой дружбы» Боровиковский подчеркивает светлыми тонами, мягкой живописной манерой, тонкой моделировкой нежных и обаятельных лиц.
Лизонька и Дашенька  1794г, цинк, масло, 31.8 х 26.1 см Государственная Третьяковская галерея, Москва. К несомненным

Слайд 9 Портрет Луизы Жермен де Сталь 1812г, холст, масло, 88.2 x

68 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Луизa Жермен де Сталь — французская

писательница. Она сочиняла пьесы, романы, но более успешным поприщем ее деятельности стали политические памфлеты, теоретические работы по эстетике, в которых Жермена де Сталь высказывала возмущавшие общественность мысли. Композиционно портрет написан просто: в качестве фона выступает гладкая стена; на заднем плане, за плечом модели, виднеется бюст Екатерины II. Одновременно в портрете использованы тонкие цветовые соотношения: он сочетает редкостные зеленовато-голубые тона платья и тюрбана с золотисто-коричневым оттенком пояса и шали.

Портрет Луизы Жермен де Сталь  1812г, холст, масло, 88.2 x 68 см Государственная Третьяковская галерея,

Слайд 10Портрет М.И.Лопухиной 1797г, холст, масло,72 x 55,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва


Одно из поэтичнейших произведений художника, в которых отразилось влияние стиля

сентиментализма. Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы. С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины.
Портрет М.И.Лопухиной 1797г, холст, масло,72 x 55,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва  Одно из поэтичнейших произведений

Слайд 11Портрет Д. П. Трощинского между 1796 и 1799, Государственный

Русский музей, Санкт-Петербург
Портрет Дмитрия Прокофьевича Трощинского (1754-1829) написан в переходный

период творчества Боровиковского, когда в его искусстве еще сохранялись традиции сентиментализма. Крупный государственный деятель, статс-секретарь Екатерины II, Трощинский представлен на портрете, как официальное лицо - в служебном мундире, со всеми знаками отличия - орденами Александра Невского, Святого Владимира второй степени и Святой Анны второй степени. Но при этом он интересует художника и как человеческая индивидуальность. Живой, несколько сумрачный взгляд, сдержанная осанка – во всем этом ощущаются характер, сила и внутренняя цельность.
Портрет Д. П. Трощинского   между 1796 и 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Портрет Дмитрия Прокофьевича

Слайд 12Портрет Д. П. Трощинского не ранее 1816, Государственная Третьяковская

галерея, Москва
Около двадцати лет тому назад художник уже обращался к

образу этого незаурядного человека.
Трощинский - крепкий, твердый духом старик, сидит прямо, в несколько принужденной, торжественной, статичной позе, с замкнутым и упрямым выражением лица. Тщательно выписаны морщины на лице, узловатые,  пальцы рук, жестко и точно проведен контур фигуры.
Композиция портрета мастерски построена. Она включает различные аксессуары, аллегорические фигуры и атрибуты. Статуя богини правосудия Фемиды и том «Собрания законов», перья и бумага на столе – символы неустанных трудов и неподкупной совести отставного министра юстиции. Колорит построен на резком сопоставлении строго очерченных локальных пятен – темно-коричневого, бежево-оливкового и тускло-зеленого. Они умело соотнесены друг с другом и подчинены общему тону.
Портрет Д. П. Трощинского   не ранее 1816, Государственная Третьяковская галерея, Москва Около двадцати лет тому

Слайд 13Портрет Муртазы Кули-хана 1796г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Брат

шаха Персии Ага-Магомета. Был посланником в Петербурге, жил в России в

1795-1800гг. Портрет был заказан императрицей .
Красочность и изысканность цветовой гаммы придают величавой позе принца торжественность и монументальность. А роскошное восточное одеяние, сочетающее атлас, сафьян, меха и драгоценности, превращает портрет Муртазы-Кули-Хана в один из лучших образцов парадного портрета в русском искусстве.
Портрет Муртазы Кули-хана 1796г, холст, масло,  Государственная Третьяковская галерея, Москва. Брат шаха Персии Ага-Магомета. Был посланником

Слайд 14Портрет поэта Г.Р.Державина 1795г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет

близкого знакомого Боровиковского, крупнейшего русского поэта допушкинской поры Гаврилы Романовича

Державина (1743-1816), написанный, по всей вероятности, непосредственно с натуры, представляет героя, одетого в светло-синий сенаторский мундир, с орденом Святого Владимира второй степени на красной ленте на фоне рабочего кабинета. Служитель муз и государственный деятель, автор  поэтических творений и сенатор, кабинет-секретарь Екатерины II, президент Коммерц-коллегии, министр юстиции – Державин предстает на портрете как истинный представитель эпохи Просвещения, в ком гармонически сочетаются разум и чувства, переплетаются эмоциональное и рациональное начала.
Портрет поэта Г.Р.Державина 1795г, холст, масло,  Государственная Третьяковская галерея, Москва. Портрет близкого знакомого Боровиковского, крупнейшего русского

Слайд 15Портрет Михаила Десницкого 1803, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Портрет Михаила

Десницкого был написан в период пребывания Боровиковского в масонской ложе

«Умирающий сфинкс», к которой был причастен и сам герой портрета. Михаил Десницкий предстает перед зрителем в епископском облачении. Сочетание красного, черного и золотого создает насыщенную, торжественную и декоративную гамму. На груди у священника – панагия, крест, и два ордена – Святого Иоанна Иерусалимского и Святой Анны первой степени.
Судьба сводила этого человека со многими яркими личностями эпохи. Сам он происходил из семьи священника и обучался в семинарии Троице-Сергиевой лавры.
Портрет Михаила Десницкого 1803, Государственная Третьяковская галерея, Москва.   Портрет Михаила Десницкого был написан в период

Слайд 16Портрет А. Б. Куракина 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург .
Александр Борисович

Куракин (1752-1818) – «великолепный князь», как называл его Г.А. Потемкин,

прославился среди современников страстью заказывать свои портреты.
Боровиковский пишет Куракина в тот период, когда тот, сделав в первые месяцы царствования Павла I головокружительную придворную карьеру и став вице-канцлером. Художник изобразил его в полном одеянии кавалера Мальтийского ордена. Мантия кавалера Ордена Святого Андрея Первозванного надета поверх далматика Мальтийского ордена, на груди у князя ордена Святого Андрея Первозванного и Святого Иоанна Иерусалимского. Слева на портрете изображен скульптурный бюст Павла I.
Портрет А. Б. Куракина 1799, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург . Александр Борисович Куракин (1752-1818) – «великолепный князь»,

Слайд 17Портрет Каталикоса Грузии Антония III 1811, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Каталикоса

Грузии Антоний, в миру Теймураз Багратиони, происходил из древнего царского

рода. С 1811 года Антоний жил в России - сначала в Москве, затем в Тамбове и Санкт-Петербурге, а потом – в Нижнем Новгороде.
Художник изобразил священника в парадном облачении с орденами Святого Андрея Первозванного и Святого Александра Невского. В левой руке он держит посох, правой – благословляет. Боровиковский точно, определенно, уверенно выписывает узоры затканных золотом и жемчугом тканей, бриллиантовых и сканых оправ панагий и резного набалдашника патриаршего посоха.. Это традиционное, официальное, парадное изображение – нарядное и красочное, выполненное с соблюдением всех сложившихся для подобного рода произведений канонов
Портрет Каталикоса Грузии Антония III  1811, Государственная Третьяковская галерея, МоскваКаталикоса Грузии Антоний, в миру Теймураз Багратиони,

Слайд 18http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/
http://www.artsait.ru/art/b/borovikovsky/main.htm
http://artcyclopedia.ru/borovikovskij_vladimir_lukich.htm
http://www.tretyakovgallery.ru/galleries/borovikov/index.php
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8102.php
http://www.bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy/index.htm


Источники

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/http://www.artsait.ru/art/b/borovikovsky/main.htmhttp://artcyclopedia.ru/borovikovskij_vladimir_lukich.htmhttp://www.tretyakovgallery.ru/galleries/borovikov/index.phphttp://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8102.phphttp://www.bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy/index.htmИсточники

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика