Слайд 1Тема урока:
Жанры китайской
живописи.
Тема урока:
Презентацию подготовила учитель Мировой художественной культуры
Ларгина Е.В. 2009 г.
Слайд 2Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой одно из
ярчайших явлений в истории
мировой культуры.
Слайд 3С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую красоту природы,
свои представления о совершенной гармонии и величии Вселенной. В картинах
они передали не только свои личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов.
Слайд 4Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы бытия и
взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.
Слайд 5Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним из китайских
критиков в IX в.:
«Когда они не могли выразить свою мысль
живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины».
Слайд 6Китайская живопись
пейзаж
историко - бытовой
портрет
Слайд 7Пейзажная живопись
«горы- воды»
«цветы- птицы»
Слайд 8Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания гор, деревьев,
сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего мира. Открывая перед
зрителем широкую панораму, художник предоставлял возможность тщательно изучать и исследовать изображенное с разных точек зрения. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного - двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.
Слайд 9На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звездам
Могу
прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить
покой.
Ли Бо. «Храм на вершине горы».
Перевод А. Гитовича
Слайд 10Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй в трактате
«Тайное откровение науки живописца» давал советы начинающим художникам:
«Нельзя давать деревья
без числа: важнее показать, как стройны, милы горы»;
«Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево»; «Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».
Слайд 11В пейзажах китайских художников много символов, зачастую непонятных европейцу. Пара
уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную карьеру, прекрасный цветок
лотоса — символ чистоты, гибкий и полый внутри бамбук — олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна служила аллегорией долголетия, цветущая слива мейхуа — символ благородства и стойкости.
Слайд 12Го Си. Ранняя весна. Фрагмент.
Здесь показана природа пробуждающийся от сна
и полный движения. Ритмы картины напряжены и беспокойны. Силуэты гор
словно растут, прорывая туман, а деревья, будто стряхивая с себя сон, расправляют свои еще безлистые ветви. В этом вертикальном свитке передано ощущение могучей стихийности природы, ее напоенности весенними соками.
Слайд 16В пору, когда еще тихо
Дремлет природа под снегом,
Вести
приходят из сада,
Первые вести весны. Там мейхуа пробудилась:
По
воскрешенным побегам —
Россыпи розовой яшмы
С солнечной стороны...
Ли Цинчжао.
Слайд 17 Ма Юань. «Утки, скала, мейхуа».
Слайд 18Жанр портрета — один из древнейших в китайской живописи. Он
известен еще с V в. до н. э. и связан,
как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.
Ли Гун - линь. «Портрет Вэймо».
Слайд 19Портрет Ли Бо — это обобщенный образ-символ, где портретное сходство
уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения поэта. На картине
он изображен в момент поэтического вдохновения. Это скорее символический этюд в однотонных, пульсирующих тушью ритмических линиях. Ли Бо нарисован во весь рост в профиль. Его фигура спрятана в длинных складках и рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создается впечатление, что художник рисует силуэт фигуры единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остается незаполненным, а поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира.
Лян Кай. Портрет поэта Ли Бо.
Слайд 20
...Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней,
красоту,
Как иней снов, что искрится, не тая.
Симметрия — их
основной закон.
Они рисуют даль — как восхожденье,
И сладко мне, что страшный их дракон —
Не адский дух, а символ наслажденья.
А дивная утонченность тонов,
Дробящихся в различии согласном,
Проникновенье в таинство основ,
Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей,
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума, скользящий по картинам!..
К. Д. Бальмонт «Великое Ничто»
Слайд 21Источники
Электронное средство учебного назначения «История искусств. 10-11 классы»
Мировая художественная культура.7
класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. /сост. Н.Н. Куцман.-
Волгоград: ИТД «Корифей» 2008.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века: учебник для 10 класса. Общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля /Г.И. Данилова. Москва.: Дрофа, 2007.
Фон презентации из шаблонов Microsoft PowerPoint 2003