Слайд 1Композиция как универсальный принцип
в искусстве
Подготовила Яковлева М.Н.
учитель ИЗО
МОУ
«Гимназия № 87»
г. Саратов
Слайд 2Цели и задачи:
1. Формирование умения использовать приемы, средства композиции; развитие
эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных
законов.
2. Расширение знаний о композиции. Использование знаний, полученных на уроке, в самостоятельной работе. Развитие умения составления натюрморта из предметов. Закрепление умения выразительного размещения предметов на листе. Дальнейшее развитие графических навыков.
Слайд 3А. И. Лактионов
«Письмо с фронта»
Композиция ( от лат. compositio )
означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии
с какой либо идеей.
В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения.
Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.
Слайд 5Рафаэль Санти
«Мадонна с гвоздикой»
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы,
в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные
по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )
Слайд 6Рафаэль Санти
«Мадонна с гвоздикой»
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы,
в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные
по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )
Слайд 7Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы»
Слайд 8Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы»
Слайд 9Валентин Серов
«Похищение Европы»
Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику,
ощущение движения.
Слайд 10Валентин Серов
«Похищение Европы»
Использование в композиции диагональных линий придает картине динамику,
ощущение движения.
Слайд 11Клод Моне
«Заан в Заандаме»
Оставляя перед движущимся предметом свободное пространство, мы
усиливаем иллюзию движения
Слайд 12Гюстав Кайботт
«Дождливый день в Батиньольском квартале»
В сюжете не все одинаково
важно, и второстепенные части подчиняются главному, а композиционный центр не
обязательно должен быть в центре картины
Слайд 13В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются
главному, а композиционный центр не обязательно должен быть в центре
картины
Гюстав Кайботт
«Дождливый день в Батиньольском квартале»
Слайд 14Рафаэль Санти
«Сикстинская мадонна»
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Такое
построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости
событий.
Слайд 15Ф. Ходлер
Озеро Тан
Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и
правая половины уравновешены
Слайд 16Ф. Ходлер
Озеро Тан
Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и
правая половины уравновешены
Слайд 17Э.Дега
«Прима – балерина»
В ассиметричной композиции расположение объектов может быть самым
разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и
правая половины не уравновешены.
Слайд 18Задание:
Используя предметы, имеющиеся в наличии (керамика, фарфоровая посуда, деревянная посуда,
муляжи фруктов и овощей), составьте композицию, в которой просматривается геометрическая
форма (треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п. )
Сделайте набросок.
Слайд 19Используемая литература:
Н. М. Сокольникова. Основы композиции – Обнинск, 1996.