Слайд 1Виды изобразительного искусства:
графика, скульптура
ЖИВОПИСЬ
Слайд 2Анри Фантен-Латур «Натюрморт с цветами и фруктами» 1865 Музей Орсе.
Париж
Слово «живопись», вошло в русский лексикон с 18 века.
Цвет –
это основной язык живописи, хотя она может быть и однотонной, монохромной
Слайд 3Живопись – один из самых древних видов изобразительного искусства, дошедший
до нас сквозь века эволюции: от петроглифов и наскальных росписей
в эпоху палеолита до новейших направлений живописи 21-ого века.
В древние времена живопись не отделялась от архитектуры и скульптуры и служила, в основном, для украшения культовых сооружений, жилищ или гробниц.
Слайд 5Васнецовы
Виктор Михайлович 1848-1926
Аполлинарий Михайлович 1856-1933
Слайд 6Аленушка. 1881
Третьяковская галерея. Москва
Одно из лучших произведений Виктора Васнецова. Застывшая
поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный
печали взгляд -- все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Стройные березки, молоденькие елочки, окружающие Аленушку, словно оберегают ее от злого мира.
Слайд 7Снегурочка. 1899
В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к
пьесе-сказке "Снегурочка", которую решено было поставить в 1881 году на
любительской сцене Мамонтова. Позже декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова.
Слайд 8Богоматерь с младенцем. 1914
Самым же значительным его монументально-декоративным свершением явились
росписи киевского Владимирского собора (1885–1896); в них Васнецов стремился обновить
византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало.
Слайд 9Родина, 1886
Обыденность мотива не мешает выразить в картинном образе идею
величия и силы крестьянской России. Широкий, панорамный разворот просторов заставляет
нас ощутить дыхание земли. Чтобы добиться выразительности при однообразном равнинном характере природы, художник использовал световой эффект. Луч солнца, падая между проносящимися облаками, высвечивает средний план, подчеркивая тем самым пространственную глубину пейзажа. Неяркие краски зелени в свете солнца вдруг вспыхивают с большой силой, что придает образу волнующую приподнятость. Эффект высвеченного второго плана восходит к приемам Архипа Куинджи, о влиянии которого упоминал сам Васнецов.
Слайд 10Тайга на Урале.
Синяя гора, 1891
Творческий метод Аполлинария Васнецова был
близок методу Архипа Куинджи, которого он очень уважал и ценил,
и многому научился у него. Для создания картины он сначала писал этюды с натуры, чтобы потом на их основе создать обобщенный образ. Так, для картины «Тайга на Урале. Синяя гора» художник создал несколько набросков. Однако в самой работе Васнецов отошел от этюдов. Озеро стало мрачным и таинственным, формы гор - увеличенными и отсюда более монументальными. Об этом писал живописцу его брат, Аркадий Михайлович: «Синюю гору опознал, но она на картине в большем размере, чем видно из Кушвы. Сначала я принял ее за Качканар: так она показалась мне величественна».
Слайд 11Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века.
Вначале
XX века Аполлинарием Васнецовым целиком овладела новая тема, связанная с
жизнью древней Москвы. Эта сюжетно-тематическая переориентация была далеко не случайной. Многие живописцы этого периода, развивая линию, начатую еще Василием Суриковым и Виктором Васнецовым, утверждали в русском искусстве новую разновидность исторического жанра - историко-бытовой жанр.
Слайд 12Винсент
Ван Гог
1853-1890
Биография его очень трагична, он умер в
37 лет. Его творческая карьера длится всего 10 лет. Из
них 4 года посвящены только рисунку. Сохранилось около 1700 его работ из них более 800 живописных полотен, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течение нескольких недель подряд ежедневно появлялось новое полотно.
Слайд 13Едоки картофеля
апрель 1885
музей Ван Гога. Амстердам
Это первая картина, созданная художником
в которой начала проявляться художественная манера художника.
В своём письме брату
Тео художник писал об этой картине следующее:
В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.
Слайд 14Персиковые деревья в цвету
1888
Палитра Ван Гога расцветает красками южной весны
на картине, сделанной через несколько месяцев после его приезда в
Арль. Это была целая серия картин, одну из которых Ван Гог посвятил своему учителю - недавно умершему художнику Антона Мауве.
Слайд 15Спальня в Арле.
октябрь,1888
Многие из его картин, как, например, изображение спальни,
отражают его тягу к общению. Он писал своему брату Тео:
«эта картина должна по замыслу успокаивающе действовать на ум, или, вернее, на воображение». Картина действительно умиротворяет, и все же неуловимые знаки одиночества проявляются
Слайд 16Ирисы.
1889
«Ирисы» были написаны художником в то время, когда он жил
в лечебнице Святого Павла, за год до своей смерти.
В картине
отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать.
Слайд 17Казимир Малевич
1878-1935
С традициями иконописи некоторые исследователи связывают «Автопортрет», созданный
1912 году. В его квадратном формате и уплощенной композиции есть
отдаленное сходство с иконографией «Спаса Нерукотворного». Именно эта гуашь отличается от многих предыдущих работ великого мастера. Живописная энергия и уверенность картины так и бросается в глаза. Малевич преображает собственный облик в этой картине.
Слайд 18"Весенний пейзаж"
Этот пейзаж Казимира Севериновича Малевича был написан в середине
1900-х годов. Работа выполнена маслом на холсте.
Основные вехи творческого
пути Малевича соответствуют главным этапам развития русской живописи в начале века. В ранних пейзажах отразились поиски в области импрессионизма символизма и стиля модерн.
Слайд 19Точильщик
1 912
Картинная галерея Йельского университета
Если приглядеться ,
то можно увидеть, что картина состоит из многократных повторов контуров
и силуэтов. Она написана оттенками серо-голубого с пятнами контрастного «ржавого» цвета. Все вместе создает эффект мелькания натачиваемого ножа. Кубофутуристический стиль.
Слайд 20
Чёрный супрематический квадрат. 1915.
На Последней футуристической выставке «0.10» в декабре
1915 года К. С. Малевич представил около 40 картин, написанных
в новом стиле, супрематизме. Главное место в экспозиции было отведено, конечно, «Черному квадрату». На чистом белом фоне был изображен черный квадрат, символизировавший занавес над прошлым и призыв к строительству будущего.
Слайд 21«Черный квадрат» не раз всплывал в разговорах в контексте непонимания,
неприятия и даже отторжения. «Что хотел сказать художник? Да ничего
он не хотел сказать. И вообще – это ерунда, я тоже так могу»
Между тем каждый, кто «тоже так может», максимум на что способен – «тоже» нарисовать черный квадрат, обычно не «так», не соблюдая тех же пропорций черного и белого
А вы можете, как Малевич, создать новую форму? Такую, которой в истории искусства еще не было?
Слайд 22В 21 в. поиск новых способов воплощения идей и замыслов
в живописи продолжается. Авторская живопись все больше стремится к самовыражению
посредством достижений научно-технического прогресса, таких, как создание картины с помощью цифровых технологий. Это, несомненно, должно привести к появлению новых течений и направлений в современной живописи, однако живопись маслом и по сей день остается одной из излюбленных техник мастеров-художников.