Слайд 1«Как воздействует искусство на экологию жизни человека?»
Проект подготовили ученики 6а
и 8а классов.
Руководитель:
учитель музыки и МХК
МОУ «СОШ№19»
Данилова Е.Я.
Слайд 2Школа – лаборатория.
1.Каково влияние искусства на человека?
2. Как воздействуют предметы
эстетического цикла на учащихся нашей школы?
3. Каковы результаты успеваемости и
посещаемости учащихся школы, которые вовлечены в изучение предметов эстетического цикла во внеурочное время?
Слайд 3Нравственное воздействие искусства
Экология и человек.
Термин экология образован от двух греческих
слов (ойкос — дом, жилище, родина, и логос — наука),
означающих дословно "наука о местообитании".
Речь идет об особом и очень распространенном понимании природы нравственного воздействия искусства.
Искусство действительно обладает способностью «заражать» зрителя, особенно молодого, формами, нормами, манерой поведения своих героев. Отсюда и возникает мысль о том, что главное нравственное назначение искусства - создавать достойные образцы для подражания. История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие искусства послужило непосредственным импульсом для совершения тех или иных поступков, для изменения образа жизни.
Формируя и оттачивая на искусстве вкус к красоте, люди стремятся внести красоту во все области человеческой жизни, в самую жизнь, в поведение и отношения людей, в окружающую их среду.
Слайд 4Архитектура
В традиционном зодчестве экологические подходы особенно наглядно проявились в выборе
материала по признаку полифункционального назначения: дерево, белый камень, керамический кирпич
используются как конструкционные и отделочные материалы. Экологически целесообразно стремление из одного материала создать художественно выраженную и в то же время «простую» строительную систему.
Слайд 5Красивые здания помогают отвлечься.
Одним из особенностей наших глаз является то,
что глаз всегда ищет в предмете, здании, явлении или пейзаже
какую-то черту, «изюминку»- точку фокусировки иначе возникает беспокойство, легкая нервозность.
В режиме скоростного развития мегаполиса, люди порой не замечают этого беспокойства, объясняя все повседневным стрессом.
Основная причина подобного явления в зрении – соответствующая архитектура города. Плоские, серые, угловатые здания негативно влияют на зрение человека. Учитывая то, что подобные здания составляют большинство архитектуры мегаполиса, а парков и зеленых зон становится все меньше, не удивительно, что число больных миопией (близорукостью) возрастает.
Красивые здания помогают отвлечься…
Слайд 6 Скульптура
Средства
изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и
поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей.
Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени.
Проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.
Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.
Слайд 7Живопись
Это важное средство художественного отражения действительности, воздействия на мысли
и чувства человека.
Слово живопись означает, что картина написана
«в живую»,
рукой художника.
Это один из самых древних видов искусства. Сила его в том, что на протяжении многих веков оно смело входило во дворцы королей и хижины бедняков. Оно заставляло плакать жестоких правителей и радоваться нищих. Живопись помогает нам осознать красоту и смысл жизни.
Слайд 8Живопись
Многие организации используют так называемую «Корпоративную культуру». Устраивают выставки репродукций
картин знаменитых художников. Полотна вывешиваются в столовых, вестибюлях, холлах — местах
массового скопления работников.
Результаты превзошли все самые смелые ожидания. Существенно выросла производительность труда, рабочие стали уравновешеннее и спокойней.
Мир художественных образов, по убеждению античных мыслителей и художников, «подражавший» жизни, становился неотъемлемой частью истинной жизни человека. Еврипид, например, писал:
«Нет, не покинут, Музы, алтарь ваш…
Истинной жизни нет без искусства»
Слайд 9Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в
жизни. Сверхзадача японской педагогики
Цвет
– первый вид терапии, им пользовались уже Адам и Ева. Яблоко, которое ввело их в грех, несомненно, было красного цвета. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии.
Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс бывает нормальным, в голубой – замедленным, а в красной – заметно учащенным.
Слайд 10«Любите живопись поэты,
Ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
переносить на
полотно»
Н. Заболоцкий.
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённыё,
Веками будет согревать сердца».
Микеланджело Буонарроти.
Слайд 11Изучаем искусство и делимся опытом.
Открытый урок «Диалог культур»
Защита проектов
в «Сетевом центре»
Посещение мемориального комплекса в городе –герое
Волгограде.
Слайд 12Кружок «Здравствуй, музей»
Школьная выставка.
В гостях у второклассников
Художественный музей
Им. Радищева.
Музей
им. Л. Кассиля.
Областной музей Краеведения.
Экспозиция в технике
«Коллаж».
Слайд 13МУЗЫКА
О влиянии музыки на организм человека было известно c давних
времен. Более того, сам феномен намного старше человеческого рода.
Музыка влияет
на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию.
Боэций в трактате "Наставления к музыке" писал, что пением избавляли сильные подагрические боли".
Слайд 14Музыка
Ученые пытаются понять, каково эстетическое, эмоциональное, психологическое, физиологическое и биохимическое
воздействие музыки на человека.
Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания
на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.
Слайд 15ибо "при побуждении их этими сладостными звуками в них вселялась
духовная благодать". Пророк Давид
,
Музыка по-разному влияет на человека. Она
может излечивать или, наоборот, приносить вред. Воздействуя в первую очередь на подсознание.
Музыка может заменить сеанс психотерапии, давая облегчение и восстанавливая душевное равновесие.
В "Одиссее" Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомер указывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире.
Слайд 16 Немного из истории:
Корифеи античного мира Пифагор, Аристотель, Платон утверждали,
что музыка устанавливает порядок и равновесие во всей Вселенной и
гармонию в физическом теле человека.
Выдающийся арабский философ Авиценна 1000 лет назад музыкой лечил от нервных и психических заболеваний.
Русские знаменитые ученые:
И. Сеченов, С. Боткин, И. Павлов говорили о необыкновенной способности мелодичных звуков вызывать приятные эмоции, повышать активность коры головного мозга, улучшать обмен веществ,
Слайд 17Примеры из школьной практики учителя музыки и МХК
Даниловой Е.Я.
На перемене, перед уроком в гипер-подвижном классе,
в кабинете звучит классическая музыка. Часто используются современные обработки И.С. Баха, А. Вивальди, Ф.Шопена.
В спокойном состоянии ученики трезво рассуждает, развивает память , внимание и даже творческие способности.
Слайд 18Здоровъесберегающие технологии на уроках музыки.
Слайд 19Динамика оздоровления учеников.
22% Простудные заболевания.
III четверть
IV четверть.
100% посещаемость.
В 5-тых классах.
Слайд 20Повышается активность детей во внеурочных мероприятиях.
Все
желают петь!
Слайд 21Итоги работы.
Качество знаний по музыки и МХК в
2010-2011 учебном году.
89%
100%
I полугодие. II полугодие.
Наше признание в учебном году.
Слайд 22Участие учеников в социальном проекте «Связь поколений»
Слайд 23Вывод
Вот закон, сформулированный еще в «Изумрудной скрижали» Гермесом Трисмегистом :
«То, что внизу(на земле), подобно тому, что вверху(на небе), а
то, что вверху, подобно тому, что внизу. И все это только для того, чтобы совершить чудо одного-единственного».
Исходя из этого постулата, можно говорить о том, что искусство, ниспослано человечеству свыше. Следовательно имеет на нас, людей, очень сильное влияние.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонарроти.