Слайд 1
ЖОСТОВО. РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ
Слайд 2Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного
села Жостово, сверкающей лаком черной, синей, красной или палевой поверхности
подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции:
Слайд 3венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами
и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.
Слайд 4Сколько подносов, столько и вариантов изображений. А почему? Жостовский мастер
никогда не повторяет один и тот же рисунок.
Слайд 5Свободная манера письма дает мастеру возможность фантазировать, импровизировать. Это основной
принцип жостовской живописи. Но и тут связь с традицией сохраняется.
Слайд 6Присмотрись к росписи подносов. Букеты на них плотные, почти нигде
не видны стебли: одни головки цветов да листья. А цветы
какие! Здесь красиво сочетаются крупные, средние и мелкие формы.
Слайд 7Самые крупные в середине, ближе к краям помельче, а промежутки
заполнены листьями и самыми мелкими цветочками.
Слайд 8Видишь, какие разные могут быть формы подносов: прямоугольные и овальные,
круглые и фигурные, большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает
мастеру возможность решать композицию по-своему, но форма подносов во многом определяет эту композицию.
Слайд 9Прозрачной масляной краской мастер намечает основные пятна композиции—где будут большие
цветы, где поменьше, где расположатся крупные листья. Это замалевок. Дальше
мастер выполняет тенёжку, т. е. затемняет с одной стороны пятна цвета.
Слайд 10Вот кистью положен мазок, еще мазок от края лепестка к
центру. Самые освещенные места выделены бликовкой. Слой за слоем на
цветах и листьях создается объем.
Слайд 11И это еще не все. Надо усилить темные места. Много
разных оттенков цвета может получиться: серо-голубые, голубовато-лиловые, красновато-оранжевые, зеленовато-коричневые.
Слайд 12Тонкие линии-черточки лягут по контуру лепестков и листьев, придавая им
большую выразительность. Мелкие изящные травки и завитушки свяжут всю композицию
в одно целое. Дальше поднос надо высушить и покрыть лаком.
Слайд 13Но и на этом дело не кончилось! Надо украсить борта
подноса тонкой золотой полоской, лапками и
кружевами или мелкими цветочками, золотым орнаментом. Это уборка, говорят мастера.
Слайд 14Поднос готов. Его хорошо просушивают и еще несколько раз покрывают
бесцветным лаком. А чтобы блестящим был, полируют как зеркало. Правда,
красиво?
Слайд 15ЗАДАНИЕ
Придумай и распиши свой поднос. Для этого возьми большой лист
бумаги или картона. Выбери одну из форм подносов (можешь вырезать
ее) и не забудь про бортик.
Слайд 16ЗАДАНИЕ
Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или
белый. Только не спеши! По бумаге и картону сначала пиши
букет, а потом фон.
Слайд 17ЗАДАНИЕ
Ты будешь работать гуашью, темперой или акварелью с белилами. Без
белил у тебя не получится много оттенков цвета, разбелок.
Слайд 18ЗАДАНИЕ
Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать
сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся
испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.
Слайд 19ЗАДАНИЕ
Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья. Теперь
сделай фон. Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими
травками.