Слайд 1ИНСТРУМЕНТЫ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
Учитель музыки
МОУ СОШ №12
И.А.Овчинникова
2007-2008 уч. год
pptcloud.ru
Слайд 2СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Инструментальный симфонический оркестр в наше время состоит из четырех
семейств родственных инструментов, музыканты называют их оркестровыми группами: струнные, деревянные,
духовые, медные, ударные. Большой симфонический оркестр - это присутствие трех тромбонов и тубы - мерных духовых инструментов, обладающих исключительной силой звука. Число других инструментов в большом симфоническом оркестре может меняться.
Слайд 4Струнная группа оркестра
К струнной группе относятся: скрипка прима, скрипка альт,
виолончель,контрабас. В симфоническом оркестре смычковые инструменты представляют собою наиболее многочисленную
группу, а скрипки составят ровно половину. Это значит, что в оркестре первых и вторых скрипок вместе будет столько, сколько альтов, виолончелей и контрабасов. В современной музыке деятельность скрипки не исчерпывается участием только в симфоническом оркестре.
Слайд 5Скрипка
Это самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. Ее
технические возможности росли вместе с искусством таких виртуозов, как Витали,
Торелли и Корелли в 17 веке, а позже - Тартини, Виотти, Шпор, Вьетан, Берио, Венявский, Сарасате, Изаи и, конечно, Н.Паганини. Он владел поразительным искусством игры двойными нотами, аккордами, pizzicato, флажолетами. Когда во время концерта у него рвались струны, он продолжал играть на оставшихся. Искусство изготовления скрипок передавали из поколения в поколение, и на протяжении двухсот лет семействами Амати, Гварнери, Страдивари были созданы инструменты, которые до сих пор считаются одними среди самых лучших.
Слайд 9ВИОЛОНЧЕЛЬ
Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16 века.
Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как
Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари.
Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Бетховен первым "открыл" красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть 6 симфонии Чайковского.
Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели поручается соло - как, например, в "Дон-Кихоте" Р.Штрауса. В количестве написанных для нее концертных произведений виолончель уступает только скрипке.
Как скрипка и альт, виолончель имеет четыре струны. По техническим возможностям виолончель не уступает скрипке. Например, благодаря большей длине струн виолончели на ней можно получить более богатую серию флажолетов.
Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны - намного длиннее. Виолончель принадлежит к числу "ножных" инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упирая металлическим шпилем в пол.
Слайд 11Духовые инструменты
Духовые инструменты делятся на 2 группы: деревянные и медные
Слайд 12ФЛЕЙТА – деревянный духовой инструмент
Это один из самых древних
духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках, относящихся к
древнему Египту, к древней Греции и Риму.
Возникшая из тростниковой дудки флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бёмом, постепенно вытеснил продольную и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.
Диапазон ее достаточно велик: нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром, самые высокие звуки пронзительные, свистящие.
В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в XV веке. Композиторов привлекали ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, - богатые виртуозные возможности, благодаря которым флейте доступны самые сложные пассажи.
Одна из применяемых в оркестре разновидностей этого инструмента - флейта пикколо Она в два раза меньше обычной флейты. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо применяли лишь в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Теперь же ей нередко поручают и мелодические партии.
В опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" флейта пикколо играет тему белки, грызущей золотой орех.
Слайд 14ГОБОЙ - деревянный духовой инструмент
Один из деревянных духовых инструментов, гобой,
вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии
в XII-VII веках до новой эры был духовой инструмент оту. Его среднеазиатская "родственница" зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе.
В середине XVII века гобой вошел в оперный оркестр. Тембр его в разных регистрах неодинаков. Нижние звуки довольно грубы и резкий; средние - насыщенные, с немного гнусавым оттенком, высокие - пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто.
На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает "рисовать" картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин", на словах "Проснулось все, и солнышко встает. Пастух играет..." звучит наигрыш гобоя, подражающего звучанию пастушьего рожка. Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского - задумчивый, грустный напев; два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей из "Лебединого озера".
Самый близкий родственник гобоя в симфоническом оркестре английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем.
Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, "лениво-мечтательный", по определению Н. А. Римского-Корсакова. Английский рожок "умеет" подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины "В Средней Азии". Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии как во вступлении к ариозо Лизы "Откуда эти слезы" из "Пиковой дамы" Чайковского. А в "Фантастической симфонии" Берлиоза и увертюре к опере Россини "Вильгельм Телль" английский рожок имитирует звучание рожка горных пастухов.
В симфоническом оркестре обычно бывают два гобоя и один
Слайд 16АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК
Самый близкий родственник гобоя в симфоническом оркестре английский рожок,
появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым
гобоем.
Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, "лениво-мечтательный", по определению Н. А. Римского-Корсакова. Английский рожок "умеет" подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины "В Средней Азии". Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии как во вступлении к ариозо Лизы "Откуда эти слезы" из "Пиковой дамы" Чайковского. А в "Фантастической симфонии" Берлиоза и увертюре к опере Россини "Вильгельм Телль" английский рожок имитирует звучание рожка горных пастухов.
В симфоническом оркестре обычно бывают два гобоя и один английский рожок
Слайд 18КЛАРНЕТ
Кларнет - один из самых певучих и виртуозных деревянных духовых
инструментов.
Его диапазон делится на несколько отрезков - регистров, с
разным тембром. Нижние ноты кларнета мрачные, средние - матовые, тусклые; высокие - светлые, звонкие. Самые высокие звуки кларнета - резкие, даже пронзительные. В соответствии с характером музыки композиторы используют тот или иной регистр инструмента.
В состав симфонического оркестра кларнет был включен в XVIII веке. "Рассказ" Франчески Чайковский поручил кларнету, играющему в том регистре, который своим мягким, глубоким тембром напоминает звучание человеческого голоса. А в начале Пятой симфонии Чайковского два кларнета в низком регистре исполняют скорбную мелодию, которая благодаря тембру низких звуков этого инструмента создает мрачное, зловещее впечатление.
Вместе с тем на кларнете можно исполнять изящные мелодии, виртуозные пассажи.
Есть несколько разновидностей кларнета. Кроме основного - существует малый кларнет с пронзительным звуком и диапазоном на кварту выше обычного и бас-кларнет, звучащий октавой ниже обычного. Тембр бас-кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, угрюмый.
Слайд 20САКСОФОН
Изобретенный в 1840 году в Париже, саксофон входит в число
деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла - серебра или
особого сплава. По звучанию, да и по форме он похож на кларнет. Свое название этот инструмент получил от имени изобретателя - Сакс (Sax) и греческого слова phone - звук. Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный, в симфонический. Например, саксофон солирует в "Болеро" Равеля. Полноправным членом симфонического оркестра он так и не стал. Зато его певучий вибрирующий звук очень хорошо знаком любителям джазовой музыки, так как саксофон - обязательный участник эстрадных оркестров
Слайд 22ФАГОТ
Предком фагота считается старинная басовая свирель - бомбарда. Пришедший ей
на смену фагот был построен каноником Афраньо дельи Альбонези в
первой половине 16 века. Большая деревянная, перегнутая вдвое трубка напоминала вязанку дров, что и отразилось в названии инструмента (итальянское слово fagotto означает "вязанка"). Фагот покорил благозвучием тембра современников, которые по контрасту с хриплым голосом бомбарды стали называть его "дольчино" – сладостный. Римский-Корсаков так определил окраску фагота : "Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре". Исполнение на фаготе требует большого расхода дыхания,
Слайд 24Медные духовые инструменты
К медным духовым инструментам относятся: валторна, труба, туба,
тромбон
Слайд 25ВАЛТОРНА
Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков перевод названия этого инструмента.
Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно
было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобнее, его стали "скручивать". К одному витку прибавился второй, третий:
Так возникла валторна. В 1664 году французский композитор Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический.
Валторна относится к группе медных духовых инструментов и играет в оркестре очень важную роль. Звук ее певучий, мягкий, сочный. Валторна может очень хорошо передать и грустное и торжественное настроение, но иногда она звучит и насмешливо, язвительно... Валторна - оркестровый инструмент, хотя для нее существует и специальная, сольная литература. В оркестровых произведениях валторнам иногда поручают ответственные сольные эпизоды. Вспомните хотя бы певучую проникновенную мелодию, которая звучит в начале второй части Пятой симфонии Чайковского. Ее исполняет солирующая валторна. Валторны открывают и симфонию До-мажор Шуберта. А в симфонии "Манфред" Чайковский доверил четырем валторнам, играющим ffff, проведение основной музыкальной темы, характеризующей героя симфонии. Однако чаще всего валторны (их в оркестре обычно четыре) исполняют в оркестровых произведениях аккомпанирующие партии.
Слайд 27ТРУБА
Есть в Польше такая легенда. В древние времена на башне
крепостной стены города Кракова стоял в дозоре воин. Зорко смотрел
он вдаль: вдали взвихрилась пыль. А через несколько мгновений сомнений уже не было. Враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из рук... Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, ценою жизни спасшем родной город. И сейчас, если вы настроите радиоприемник на волну радиостанции Кракова, то услышите древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке. Это позывные Кракова.
Труба - один из самых древних медных духовых инструментов. Ее изображения находят при раскопках древнего Египта, древней Греции. Она возвещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию. А в XVII веке труба вошла в состав оперного оркестра. Сначала она выполняла скромную роль: изредка играла короткие сигнальные мотивы, участвовала в исполнении аккордов. В то время ей были доступны только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия. Шли годы, инструмент совершенствовался, увеличивался его диапазон. Труба смогла исполнять более сложные и выразительные партии. Ее яркий, чистый, чуть резковатый тембр все чаще привлекал композиторов. Трубы зазвучали в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В партитуре партия труб расположена над партией тромбонов, так как трубы ближе всего к ним по характеру звучания, лучше сливаются с ними в оркестре, а по диапазону более высоки.
Слайд 29ТУБА
Самый низкий из медных духовых инструментов - фундамент медной группы,
как контрабас у струнных,- туба была изобретена в 1835 году.
Тембр у нее суровый, массивный. Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается исполнением на октаву ниже, партии третьего тромбона (обычно в оркестр входят 3 тромбона и туба). Сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них - мелодия в пьесе "Быдло" из "Картинок с выставки" Мусоргского, оркестрованных французским композитором Морисом Равелем.
Слайд 31ТРОМБОН
Тромбон известен с XV века. От других
медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки,
с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили).
Тромбон — нетранспонирующий инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый — почти не используются.
Слайд 33ФОРТЕПИАНО
Первыми клавишными инструментами, известными уже в начале 15 века, были
клавесин и клавикорд. Фортепьяно широко известно как солирующий концертный инструмент.
Но порой оно выступает и как рядовой инструмент оркестра. Русские композиторы, начиная с Глинки, стали вводить в оркестр фортепьяно, иногда вместе с арфой, чтобы воссоздать звучность гуслей. Так использовано оно в песнях Баяна в "Руслане и Людмиле" Глинки, в "Садко" и в "Майской ночи" Римского-Корсакова.
Слайд 35АРФА
Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла
от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле.
Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Арфа - струнный щипковый инструмент. Считается, что красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло.
Слайд 37ОРГАН
Клавишный духовой инструмент - орган - был известен еще во
времена глубокой древности. В старинных органах воздух нагнетали мехами вручную.
В средневековой Европе орган стал инструментом церковного богослужения. Именно в духовной среде 17 века зародилось органное полифоническое искусство, лучшими представителями которого были Фрескобальди, Бах и Гендель. Орган - гигантский инструмент со множеством различных тембров. Набор труб единого тембра называется регистром. Большие соборные органы имеют более ста регистров: в органе собора Парижской богоматери их число достигает 110. Окраска звуков отдельных регистров напоминает тембр флейты, гобоя, английского рожка, кларнета, басового кларнета, трубы, виолончели. Орган включает в себя мехи для подачи воздуха, систему труб различной конструкции и величины (у современных органов число труб доходит до 30000), несколько ручных клавиатур - мануалов и ножную - педаль. Самые большие трубы достигают в высоту 10 и более метров, высота самых маленьких - 8 миллиметров. Та или иная окраска звука зависит от их устройства.
Слайд 39Орга́н (лат. organum) — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент,
который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и
с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви. Органи́ст — человек, исполняющий музыкальные произведения на органе.
Слайд 42ТРЕУГОЛЬНИК
Треугольник - один из самых миниатюрных инструментов симфонического оркестра. Он
представляет собой стальной прут, изогнутый в форме треугольника. Его подвешивают
на жильной струне и ударяют по нему маленькой металлической палочкой - раздается звенящий, очень чистый звук.
Способы игры на треугольнике не очень разнообразны. Иногда на нем извлекают только один звук, иногда - несложные ритмические узоры. Хорошо звучит на треугольнике тремоло.
Впервые о треугольнике упоминается в 15 веке.
Слайд 44КОЛОКОЛЬЧИКИ
Колокольчики, наверное, - наиболее поэтичный инструмент из группы ударных. Его
название произошло от старинной его разновидности, где звучащим телом были
настроенные на определенную высоту маленькие колокольчики. Позже их заменили набором металлических пластинок разной величины. Они расположены в два ряда, наподобие клавишей фортепиано, и укреплены в деревянном ящике. Играют на колокольчиках двумя металлическими молоточками. Существует и другая разновидность этого инструмента: клавишные колокольчики. Они имеют фортепьянную клавиатуру и молоточки, передающие колебания от клавишей к металлическим пластинкам. Однако эта цепь механизмов не очень хорошо отражается на их звуке: он не так ярок и звонок, как на обычных колокольчиках.
Слайд 46КОЛОКОЛА
С древних времен колокольный звон созывал людей на культовые церемонии
и на праздники, а также возвещал о несчастьях. С развитием
оперы, с появлением в ней исторических и патриотических сюжетов, композиторы стали вводить колокола в оперный театр. Особенно богато представлены звучания колоколов в русской опере: торжественный звон в "Иване Сусанине", "Сказке о царе Салтане", "Псковитянке" и "Борисе Годунове" ( в сцене коронации), тревожный набат в "Князе Игоре", погребальный перезвон в "Борисе Годунове". Во всех этих операх звучали настоящие церковные колокола, которые в крупных оперных театрах помещаются за сценой. Однако далеко не каждый оперный театр мог позволить себе иметь собственную звонницу, поэтому композиторы лишь изредка вводили в оркестр небольшие колокола - как это сделал Чайковский в увертюре "1812 год". Между тем с развитием программной музыки все чаще возникала необходимость имитировать колокольный звон в симфоническом оркестре - так, спустя время, были созданы оркестровые колокола - набор стальных труб, подвешенных к раме. В России эти колокола называются итальянскими. Каждая из труб настроена на определенный тон; бьют по ним металлическим молотком с резиновой прокладкой.
Слайд 47БУБЕН
Один из древнейших инструментов в мире, бубен, появился в симфоническом
оркестре в 19 веке. Устройство этого инструмента очень несложное: как
правило, это деревянный обруч, на одну сторону которого натянута кожа. В прорези обруча (сбоку) прикрепляют металлические побрякушки, а внутри, на звездообразно натянутой бечевке, нанизывают маленькие колокольчики. Все это звенит при малейшем потряхивании бубна.
Партия бубна, так же как и других ударных, не имеющих определенной высоты, записывается обычно не на нотном стане, а на отдельной линейке, которую называют "ниткой".
Приемы игры на бубне очень разнообразны. Прежде всего, это резкие удары по коже и отбивание на ней сложных ритмических узоров. В этих случаях звук издают и кожа, и бубенчики. При сильном ударе бубен звенит резко, при слабом прикосновении раздается легкое побрякивание колокольчиков. Существует немало способов, когда исполнитель заставляет звучать лишь одни колокольцы. Это - стремительное встряхивание бубна - оно дает пронзительное тремоло; это - осторожное потряхивание; и, наконец, эффектная трель раздается, когда исполнитель проводит влажным большим пальцем по коже: такой прием вызывает оживленный звон бубенчиков.
Бубен - характерный инструмент, поэтому находит применение далеко не во всяком произведении. Обычно он появляется там, где в музыке должны ожить Восток или Испания: в "Шехерезаде" и в "Испанском каприччио" Римского-Корсакова, в пляске арабских мальчиков в балете "Раймонда" Глазунова, в темпераментных танцах половцев в "Князе Игоре" Бородина, в "Кармен" Бизе.
Слайд 49Тамбурин (бубен)- барабан без корпуса, но зато с позвякивающими от
удара руки маленькими металлическими тарелочками. Дойра- восточный большой бубен.
Слайд 50КАСТАНЬЕТЫ
Название "кастаньеты" по-испански означает "маленькие каштаны". Испания, скорее всего, и
была их родиной; там кастаньеты превратились в настоящий национальный инструмент.
Кастаньеты изготовляют из древесины твердых пород: черного дерева или самшита, по форме кастаньеты похожи на раковины.
В Испании для сопровождения танцев и пения употребляли две пары кастаньет; каждая пара была скреплена шнурком, который стягивался вокруг большого пальца. Остальные пальцы, оставаясь свободными, выстукивали на деревянных раковинах замысловатые ритмы. Для каждой руки требовался свой размер кастаньет: в левой руке исполнитель держал раковины большого объема, они издавали более низкий тон и должны были выстукивать основной ритм. Кастаньеты для правой руки были меньших размеров; их тон был более высоким. Испанские танцовщики и танцовщицы в совершенстве владели этим сложным искусством, которому их обучали с детства. Сухое, задорное пощелкивание кастаньет всегда сопровождало темпераметные испанские танцы: болеро, сегидильо, фанданго.
Когда композиторы захотели ввести кастаньеты в симфоническую музыку, была сконструирована упрощенная разновидность этого инструмента - оркестровые кастаньеты. Это две пары раковин, насаженных на концы деревянной рукоятки. При их встряхивании раздается пощелкивание - слабая копия настоящих испанских кастаньет.
В оркестре кастаньеты стали применять прежде всего в музыке испанского характера: в испанских увертюрах Глинки "Арагонская охота" и "Ночь в Мадриде", в "Испанском каприччио" Римского-Корсакова, в испанских танцах из балетов Чайковского, а в западной музыке - в "Кармен" Бизе, в симфонических произведениях "Иберия" Дебюсси, "Альборада дель Грасьосо" Равеля. Некоторые композиторы вывели кастаньеты за рамки испанской музыки: Сен-Санс употребил их в опере "Самсон и Далида", Прокофьев - в третьем фортепьянном концерте.
Слайд 52Литавры - медные котлы, обтянутые кожей. Единственные из семьи барабанов
исполняют гулкие звуки точной высоты. Играют на литаврах двумя мягкими
колотушками.
Слайд 53Том-том- китайский глухой барабан, бывает разных размеров. В зависимости от
размера звук получается более резкий и сухой или более гулкий.
Слайд 54Бонги- маленькие барабанчики, подаренные, как считают, музыке американскими индейцами. Корпус,
склеенный из деревянных дощечек, сверху обтянут козлиной кожей.
Слайд 55Конга (тумба)- кубинский барабан в виде бочки, на котором играют
ладонями и пальцами рук.
Слайд 56Большой барабан - Один из древнейших инструментов. Встречается у многих
народов мира. В Европу большой барабан пришел из Турции в
XVIII веке вместе с модной тогда янычарной музыкой. Звук сильный и гулкий. Бьют в большой барабан войлочной колотушкой.
Слайд 57Малый барабан- издавна считался "своим" в армии за особое умение
подавать сигналы резким, требовательным голосом. С легкостью справляется с самыми
быстрыми и сложными фигурами. Играют на нем деревянными палочками, иногда металлическими метелочками.
Слайд 58Доли- особый барабан народностей Кавказа и Ближнего Востока. Корпус, выдолбленный
из дерева, обтянут кожей с двух сторон. Играют на нем
пальцами и ладонями.Тамплипи'то, нагара- глиняные горшочки, обтянутые сверху козлиной кожей или бычьим пузырем. Встречаются эти инструменты у народов Закавказья, Средней Азии, Ближнего Востока.
Слайд 59Вибрафон- звук на этом инструменте очень интересный. Дают его металлические
пластины разной длины, а усиливают и преобразуют в пульсирующее звучание
специальные трубы с задвижками, работающими от электромотора. Вибрафон успешно соперничает с самыми мелодичными инструментами.
Флексатон- деревянные палочки быстро барабанят по металлической пружине, получается очень мелодичное и сильное завывание.
Бразильская пандейра- рама с тарелочками, которые звенят от встряхивания.
Тамтам, гонг- старинные священные инструменты из храмов Дальнего Востока: Китая, Монголии, Индонезии, Бирмы. Что-то вроде больших сковород, очень искусно выкованных из металла редких сплавов. От удара мягкой колотушкой в воздухе расходится таинственный гул.
Кастаньеты- деревянные раковинки-дольки. Быстро ударяясь друг о друга, издают стрекотанье.
Коробочка- кирпичик из особого, хорошо высушенного дерева, издает при ударе довольно сильные щелчки.
Бамбузи- японский инструмент, набор бамбуковых высушенных трубок. При раскачивании и потряхивании издает тихий таинственный шелест.
Челюсть- таким инструментом действительно пользуются латиноамериканские народы. Это настоящая челюсть крупного животного: лошади, мула, осла.
Слайд 60Тарелки- тонкие металлические диски из специального сплава. От удара друг
о друга дрожат, производя сильный, красивый шипящий звук.
Подвесная тарелка- тарелка,
по которой бьют мягкими или твердыми палочками. Бывает, для дребезжащего звука на нее кладут металлическую цепочку.
Тарелки с педалью- этот инструмент называют также хай-хэт или чарльстон.
Слайд 62Мариба и ксилофон- инструменты, на которых играют мелодии. Набор мелодичных
деревянных брусочков, длина каждого рассчитана так, чтобы он при ударе
давал звук строго определенной высоты.
Слайд 63Маракасы- кубинский инструмент из высушенного полого кокосового ореха с мелкими
камушками внутри.