Слайд 1Интегрированный урок
МУЗЫКИ
Выполнила учитель музыки
І квалификационной категории
Сатдарова Елена
Федоровна
Слайд 2 На уроках музыки в школе интегрированная
форма прижилась уже давно.Это мы можем наблюдать на сравнении и
дополнении видов искусств,начиная с
программы Кабалевского.Интегрированный урок
более уместен и удачен в среднем и старшем звене,
т.к. учащиеся способны анализировать и обобщать изученный материал.Интегированным урок считается тогда,когда один предмет представлен глубоко,а другие дополнили и украсили тематику и образность.
Интегрируя такой предмет,как музыка с видами искусства и науки надо помнить о цепочке объект-субъект.
Слайд 3Музыка+живопись+я(ученик)=моё новое представление о предмете
Музыка+литература+я(ученик)=моё новое представление о предмете.
Музыка+ физика+я(ученик)=продукт
моей деятельности.
Музыка+математика+я(ученик)=продукт моей деятельности…
Слайд 4Принцыпы интегрированных уроков
Глубокое проживание любого компанента
Способ интегрирования(аналитический,практичес
кий,смешанный)
Установление последовательности
компанентов интеграции
Яркость и точность в подборе материала
Прогнозирование силы воздействия компанента
Конечный
результат в виде продукта ученической
деятельности
Слайд 5Виды деятельности
Подбор к музыке литературных произв.
Подбор иллюстраций,репродукций, альбомов
Инсценирование материала
Собственноетворчество:рисунки,сочинения,собщения, тесты,компьютерный
материал,отзывы, выставки…
Слайд 6Можно при интеграции поставить перед собой другие задачи: чтобы избежать
формального механического иллюстрирования одного искусства другим, можно использовать в работе
резонансно-ассоциативный метод, механизм педагогического воздействия которого заключается в следующем: к литературному тексту или музыкальному произведению подбирается не одна какая-нибудь картина, а обширный зрительный ряд из произведений разного эмоционально-смыслового содержания на один сюжет, либо с разным сюжетом, но схожим внутренним наполнением. При этом обязательно наличие 2х-3х картин, выбивающихся из общего тона. Первоначально текст или музыка воспринимаются без зрительного ряда. Он открывается лишь при повторном слушании. Каждый ребёнок выбирает для себя ту, которая резонирует с его внутренним видением и слышанием. Музыка выступает здесь как способ оживления живописи
или текста, как символ их одухотворённости, эмоционально- смысловой наполненности (это стимулирует резонаннсно-ассоциативные впечатления и интуицию детей.)
Слайд 7А.Вивальди «Времена года»(зима) (Г.С. Ригина Картины природы в музыке 3
кл
Слайд 8Музыка-биология(тема 7 класса)
урок в классе « 4»
«Скоро гости
к тебе соберуться,
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются День деньской, от зари до зари! И. Никитин.
« Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своём жилище птица!...». . К.Кулиев.
Слайд 9«Вслушайся, весь мир поёт -
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт!
Мир
её волшебен!» .
Слайд 10Разноголосое пение, красивое оперение-всё это делает птиц чудесным украшением природы.
Не случайно многие строки в стихах А.С. Пушкина, А.Некрасова ,а
также замечательные творенья художников и композиторов посвящены птицам. Всем знакомы картина А.Саврасова «Грачи прилетели»,романсы М. Глинки «Жаворонок»и А.Алябьева « Соловей».
Учёные подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Уже одно это указывает на их большое и разнообразное значение в жизни нашей планеты.
Слайд 11Существует много пословиц и поговорок, в которых народ упоминает птиц
, например:«Птица не сеет ,не жнёт ,а сыто живёт». «Петухи
зари не проспят». «Слово не воробей: вылетит не поймаешь». «Сколько утка не бодрись, а лебедем не быть». «Соколу лес не в диво».
Участников 18 Международного орнитологического конгресса попросили ответить на вопросы: «Что дали птицы человечеству»?
Вот некоторые ответы:
1.Раз птицы летают, значит летают и боги, и душа, и мысль, и сам человек мог бы летать.
2.Без птиц человечество мыслило бы приземлено. 3.Радость жизни.
4. Мечту полёта, зримое ощущение свободы и, конечно, очень многое для понимания прекрасного.
5.Эволюционную теорию Ч. Дарвина. 6.Главным образом духовную пищу ,а не мясо. 7.Каким скучным местом был бы мир без птиц!
Слайд 12Сообщения учащихся
: Выше всех летает журавль, высота его полёта –
4500 метра, ворона долетает до 2500метрового рубежа, хищные птицы –
до4000 метров высоты.
Самая высокая скорость полёта у орла она достигает160 км/ч, у стрижа-108 км/ч, у сокола-99 км/ч.
Самая высокая продолжительность жизни у ворона, она составляет120 лет, у орла-беркута-104 года, у филина-71 год, у лебедя- 70 лет.
Ворон- животное, почитаемое за мудрость и долгожительство. На Крайнем Севере у народов ханты самым большим праздником(7апреля) является « Вороний день»или «Вороний праздник».Ворон сообщает людям о наступлении весны. Все радуются, поют, танцуют.
Символом города Новый Уренгой является мудрая птица- полярная сова, обитающая на полуострове Ямал.
послушайте интересные факты и решите задачу: Птичка овсянка способна к непрерывному пению в течение 12 часов. За это время она исполняет 4 тыс.320 « песен». Сколько «произведений» этой певуньи можно услышать за час?
пословица гласит: «Соловей да кукушка в одно время поют ,да не одну песню». Если при пении кукушки можно рассказать в нескольких строчках, то про песню соловья можно написать целую книгу. Давайте послушаем мой романс «Соловей» А.Дельвига и А А. Алябьева (Слушание романса в записи).
Слайд 13« Как предтеча музыки и речи, Речи, что не
выльется в слова,
Рвётся голос страсти человечье
Из груди иного существа». В. Берестов
Посмотрите на эти картины, все они музыкальны. Эта живопись «поёт». «Поют» краски, «поют» линии, «поёт» сама природа, изображённая на холсте.
Слышите, как перекликаются птицы, как шелестит ветер, плачет инструмент… Рождается тихая, просветлённая мелодия
Слайд 14МУЗЫКА- ХИМИЯ
урок в 7классе
Восстанавливая жизненный путь Александра Порфирьевича Бородина,
мы должны были вместе с ним переходить от химии к
музыке, с заседания Русского химического общества нам приходилось попадать на концерт Бесплатной музыкальной или на Конференцию Медико-хирургической академии. Мы едва поспевали за своим героем, который умел быстро переключаться с одного дела на другое. Оттого и в нашем рассказе о жизни Бородина так часто одна тема будет сменяться другой.
Можно было бы поступить иначе: в одной главе рассказать о Бородине – учёном, в другой – о Бородине – композиторе, в третьей – о Бородине – педагоге, в четвёртой – о Бородине общественном деятеле.
Слайд 15Химия
В свободное от занятий время он охотно делал экскурсии в
область алхимии, то есть занимался приготовлением фейерверков и разного рода
фокусов с помощью соляных растворов. Так, химия впервые явилась к Саше Бородину в облике весёлой волшебницы – затейливой участницы детских праздников. Но дело не ограничилось забавами. Один опыт вёл за собой другой. Волшебница – химия всё дальше увлекала Сашу в страну необычайных превращений. Не только его собственная комната, но чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами. И Сашу даже немножко за это преследовали: во-первых, весь дом пропах его химическими препаратами, а, во-вторых, боялись пожара.
Слайд 16Химия
Но химия продолжает оставаться любимым увлечением, теперь уже повзрослевшего Александра
Бородина. Он поступает в Медико-хирургическую академию, заканчивает ее.
Работает над диссертацией
и получает учёную степень доктора наук. Теперь его занимают более серьезные опыты.
Слайд 17Химический кружок рос и развивался в те же самые годы,
когда в Петербурге так деятельно работал другой кружок – музыкальный
«Могучая кучка». Химическому кружку никто не дал такого меткого и почётного эпитета: «могучий». Но и его можно было бы так назвать с неменьшим правом. И здесь тоже были богатыри, которые в такой же мере прославили на весь мир русскую химию, как Балакирев и его товарищи русскую музыку.
Одна и та же идея служения народу, служения людям, объединяла и тех и других. Бородин был воином, который принадлежал к обоим отрядам, его ИМЯ с гордостью называют и историки музыки, и историки химии.
Слайд 18Музыка
Мать Саши любила в свободное время играть на гитаре. Часто
сын присаживался у её ног и слушал как зачарованный чудесные
звуки гитары, сопровождающие пение матери. Заметив его увлечение музыкой, мать Саши пригласила одного из солдат Семёновского полка обучать его игре на флейте. Талантливый мальчик в возрасте 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьеску «Польку Элен», а в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. В 1876 году Бородин пишет симфонию № 2, друзья называют её «Богатырской». Это была симфония, где в гигантском оркестре звучали и живые струны, рокочущие под перстами Бояна, и шумящие, словно что-то говорящие стяги, и воинские трубы, и мечи звенящие о шлемы, и говор галок, сменяющий на рассвете соловьиный щекот, и ржание коней, и полуночный скрип телег, кричащих, словно распуганные лебеди, и орлиный клёкот, и гудение земли во время битвы.
Звучит симфония
Слайд 19В 70-е годы Бородин начинает работу над оперой «Князь Игорь».
Но работа идёт очень медленно. Он слишком занят учебой и
научной деятельностью. Друзья-композиторы просят ускорить написание оперы.
Бородин им отвечает: «Видели ли вы на Литейном близ Невского магазин игрушек с вывеской «Забава и дело»? Так вот для меня музыка забава, а химия – дело...»
Солнцу красному – слава,
Слава в небе!
У нас Князю Игорю слава,
Слава у нас на Руси!
Этот хор во славу князя Игоря, выступающего с войском в поход против половцев, Бородин написал для пролога оперы. Игорь представлен здесь не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей. Вот почему Бородину нужно было с самого же начала показать в опере народ в единении с вождём. Этого требовала и художественная и историческая правда.
: пролог – сцена Затмения.
Слайд 20МУЗЫКА-ГЕОГРАФИЯ
Урок посвящён музыкальному искусству народов мира «На
музыкальной волне народов мира». Урок музыки объединён с предметом географии.
Мы побываем на всех континентах, во многих странах мира, познакомимся с музыкальными инструментами разных времён и народов, поговорим о значении музыки в жизни людей. Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет, любовь близких, улыбки друзей. Музыка сближает, веселит, выражает мысли и убеждения, призывает к действию, открывает путь…
Звучат в руках у музыкантов лютни, арфы, флейты, трубы, гитары, домры, баяны, литавры, кастаньеты…
Слайд 21ФОРТЕПИАНО
История возникновения фортепиано уходит корнями в далекий XVI век. Изобретателем
этого великолепного инструмента считается Бартоломео Кристофори – итальянский мастер, который
придумывал молоточковые механизмы для клавесина. Инструмент имел очень простую конструкцию, на тот момент у фортепиано еще не было ни педалей, ни демпферов. Оно состояло из клавиш, молоточка и возвращателя. Предшественниками фортепиано были клавикорд и клавесин.
Слайд 22МУЗЫКА-ГЕОГРАФИЯ
Сценка
Пошел старичок на Заинский базар.
Старик пианино свое
продавал.
-Зачем продаешь, чем мешает оно?
Быть может оно
заслоняет окно?
Старик: Когда-то на нем моя внучка играла…
Вот буздала! Словно в худое ведро.
Потом она пыль лишь с него вытирала
Теперь никому-то не нужно оно.
И третью субботу стою тут как идол
Наверно, оно никому не нужно
Дама: Старик, пианино твое продается?
Старик: Бери его дочка, за даром отдам.
Дама: Сначала проверю по-полутонам.
О боже! О боже! Здесь звуки двоятся,
Они же троятся, почти пятерятся!
Играй на нем сам!
Старик: О-хо-хо!
Слайд 23
Что, деда, вздыхаешь, случилось чего?
Старик: Никто не берёт! Куды
деть мне его?!
Парень: Вот я бы, старик, его мигом продал!
Старик:
Маркетинг, небось, ты, сынок, изучал?
Помог бы продать-то ?
Парень: За 10 минут!
А вот покупатели наши идут.
Минутку, синьора, купите фоно.
Дама: Ах, я бы купила, да очень старо.
Парень: Вы, что! Да я лучше его не видал
На нём в прошлом веке сам Скрябин играл!
На этом фоно не то, что играть
На нём можно спать и читать писать.
С него так удобно цветы поливать!
И кушать и гладить удобно на нём!
Дама: Где муж мой, пожалуй его мы возьмём.
Парень: Э, дед, не зевай, да проси миллион!
Из зала: А мы за него два миллиона даём!
Старик: Зачем инструменту свою продаю?
Така пианина нужна самому!
Слайд 24МУЗЫКА-ФИЗИКА-БИОЛОГИЯ
Послушай: музыка вокруг,
она во всем – в
самой природе,
И для бесчисленных мелодий
она сама рождает
звук.
…Вот потому то иногда
почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
рояль и скрипка, и гобой!
Слайд 25Звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем
они отличаются друг от друга?
Установить различие между музыкой и шумом
довольно трудно, так как что может казаться музыкой для одного, может быть просто шумом для другого. Некоторые считают оперу совершенно не музыкальной, а другие наоборот видят предел совершенства в музыке. Ржание коней или скрип нагруженного лесом вагона может быть шумом для большинства людей, но музыкой для лесопромышленника.
Однако большинство людей согласится с тем, что звуки, идущие от колеблющихся струн, язычков, камертона и вибрирующих голосовых связок певца, музыкальные. Но если так, то, что же существенно в возбуждение музыкального звука или тона?
Наш опыт показывает, что для музыкального звука существенно, чтобы колебания происходили через равные промежутки времени. Колебания струн камертонов т. д. имеют такой характер; колебания поездов, вагонов с лесом т.д. происходят через неправильные, неравномерные промежутки времени производимые ими звуки представляют только шум.
. В повседневной жизни мы имеем дело, чаще всего со звуком, распространяющимся в воздухе. Однако он может распространяться в других Ссредах
Слайд 26Однако не все колеблющиеся тела являются
источником звука.
Опыт.
Зажмет упругую стальную линейку в тисках.
Отведем свободный конец линейки в сторону, и отпустим. Пластина колеблется, но звука нет. Уменьшим длину стальной линейки и заметим, что она начинает издавать звук, так как колебания учащаются. Пластина сжимает прилегающий к одной из ее сторон слой воздуха и одновременно создает разряжение с другой стороны. Эти сжатия и разряжения чередуются во времени и распространяются во обе стороны в виде упругой продольной волны. Последняя достигает уха и вызывает вблизи него периодические колебания давления, которые воздействуют на слуховой аппарат. Образование звука происходит тогда, когда линейка или другое тело совершает от 17-до 20000 колебаний в секунду. Однако если поместить эту колеблющуюся систему в вакуум , то звук исчезает. Звук распространяется только в среде. Какие среды вы знаете?
Средой может быть не только воздух, но и жидкости, твердые тела. Скорость распространения звука в разных средах различна.
Слайд 27Послушайте отрывок из произведения «Борьба за огонь», а затем ответьте
на вопрос. Для чего Нао припал ухом к земле?
«Воины из
племени Уланры бесшумно бежали. Рев следовал за ними по пятам, отрывистый, злобный, полный ярости и нетерпения. Люди поняли, что хищник запутался в их следах. Сердца их колотились с неистовой силой, кровь стучала в висках, словно клюв дятла.
- Большой лев переплыл реку, - шепнул Гав.
- Идите вперед! – повелительно ответил Нао.
Он остановился и, опустившись на колени, припал ухом к земле. Рев повторился.
- Большой лев все еще на том берегу. – облегченно вздохнув, сказал Нао, поднимаясь на ноги.
Действительно, рыкание постепенно становилось тише. Хищник, видимо, отказался от преследования и удалился к северу.»
Слайд 28Вот примеры интенсивности распространенных звуков дБ
Шелест листвы 10-40
Шепот
Около 30
Тиканье будильника в 1м от уха 25-35
Дыхание
спящего человека Около 25
Обычный разговор 50-60
Санитарная норма для жилой зоны 45-60
Громкий разговор - около 75
Пылесосы 75
Детский плач 80
Автомобильный гудок Около 105
Железная дорога 85-100
Реактивный самолет на расстоянии 50-100м 120-130
…Как правило, шум нас раздражает, мешает работать, отдыхать, думать. Но шум может действовать и успокаивающе. Такое влияние на человека оказывает, например, шелест листьев, рокот морского прибоя.
Слайд 29При музыкальном звуке колебания тела происходят через равные промежутки времени.
Колебания поездов, вагонов с лесом, машин происходит через неравные промежутки
времени, тогда слышен шум. Шумы окружают человека повсюду. Рано утром звон будильника громкостью 56-80 дБ пробуждает нас ото сна. Кофейная мельница, которую мы включаем утром, дает шум громкостью около 70 дБ. За завтраком мы слушаем музыку, передаваемую по радио, – это 50-70 дБ. По пути на работу или в школу нас окружает транспортный шум на уровне 70-80 дБ.
20-30 дБ – безвредно для здоровья;
УРОВЕНЬ ЗВУКА ВЫШЕ 90 дБ ОПАСЕН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!!!
130 дБ – вызывает у человека болевые ощущения в ухе и даже ощущается кожей;
150 дБ – непереносимость.
Повторюсь: они не только нам не приятны, но раздражают и даже утомляют, а это вредит нашему здоровью.
Слайд 30Человеческий голос- чудо звук. Непостижимая тайна: гортань может звучать трубой
и трелью жаворонка. Голос – средство общения, самовыражения: смех, плачь,
шепот, стон, песня, стих, мольба о помощи. Голос музыкален сам по себе, а в сочетании со звуком музыкальных инструментов он способен потрясать. Голосовые связки своими колебаниями порождают звук. Органы, участвующие в создании звука: гортань, голосовые связки, воздушные пути: трахея, бронхи, легкие; ротовая и носовая полость
Звук имеет три характеристики: громкость, высота тона, тембр.
Слайд 31ГОЛОСА
Высота голоса зависит от длины и натяжения голосовых связок: у
мужчин эта длина 18-25мм, у женщин – 15-20мм. Голоса классифицируются
по частотам:
Бас- 80-350 Гц
Баритон – 100-400Гц,
Тенор- 130-500Гц
Это мужские голоса.
Женские голоса:
Самые низкие контральто (170-780 Гц)
Меццо-сопрано (200-900Гц)
Сопрано (250-1000Гц)
Высокие: колоратурное сопрано (260-1400Гц)
Послушайте как звучит бас Федора Шаляпина. Своим голосом Шаляпин создавал незабываемые образы. Не было и нет в мине голоса с такими богатейшими возможностями.
Слайд 32МУЗЫКА-МАТЕМАТИКА-
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ФРЕСКИ СОФИИ КИЕВСКОЙ
А какие виды орнаментов вам
уже известны?
По своим мотивам орнамент может быть:
-
геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
- меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий
- растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов веток ;
Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа
Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу
Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии
для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».
Слайд 33Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием
славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно
элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.
Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением
«Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.
Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки
Слайд 34В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое
название.
Орнамент 1
Зверь нападает на всадника
Орнамент 2
Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого
Михайловский
Придел
Борьба Ряженых
Музыкант
Скоморохи
Орнамент 3
Слайд 35 - Найдите повторы в рисунке и нотах
- Объясните ход
своих мыслей
Слайд 36(Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и
последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном
фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).
- Послушайте фреску с которой начинается симфония.
Слайд 37- Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей
Ярослава Мудрого»
Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты
музыки и ИЗО.
Слайд 38
А здесь преобладают какие длительности?
А теперь переведём длительности нот на язык математики:
II. Приступаем к выполнению заданий:
№1 Сравнить:
№2 Проверить равенство длительностей:
а) ; б)
№3 Найти недостающую ноту:
а) ; б)
№4 Закончить такт мелодии в размере 4/4:
№5 Разделить мелодию на такты в соответствии с размером:
Слайд 39№6 Решить задачу:
Композитор сочинял оперу 24 месяца. Увертюру о сочинял
1/6 этого времени, 1 действие – 1/3 всего времени, 2
действие 1/2 от затраченного времени на сочинение увертюры и 1 действия. Сколько времени композитор затратил на сочинение финала?
Слайд 40Интегрированный подход в проведении уроков музыки значительно экономит учебное время
за счёт устранения взаимного дублирования.
Позволяет преодолеть межпредметную разобщённость, изолированность
в преподавании
Создаёт реальную основу для целостного педагогического процесса на единой мировозренчески-методологической основе.
«Размывает» границы, отделяющие один предмет от другого.
Формирует отношение к миру, как к живому организму
Слайд 41 ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ГОРАЗДО
БОГАЧЕ,
РАЗНООБРАЗНЕЙ И
НАСЫЩЕННЕЙ…