Слайд 1История создания скрипки
Или волшебница из страны музыки
Рыбакова Дарья Владимировна
Преподаватель по
классу скрипки
МДОУ "Федоровская детская школа искусств»
Сургутского района
п.г.т. Федоровский
Учебный дополнительный материал по классу скрипки !-4 класс
Слайд 2Цели и задачи :
Познакомить учеников с историей создания скрипки
Развить интеллект
Заинтересовать
учащихся
Рассказать, что скрипка –это самый прекрасный инструмент во всем
мире
Познакомить детей с родиной скрипки
Рассказать о мастерах скрипичного искусства
Показать предшественников скрипки и работы скрипичных мастеров
Слайд 3"Если хочешь, чтобы твои дети выросли хорошими людьми, - научи
их играть на скрипке". Л.Толстой
Слайд 4История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде
возникла в XVI столетии. К тому времени все смычковые инструменты,
действовавшие на протяжении Средних Веков, были уже известны. Они были расположены в определённом порядке и учёные той поры знали с большей или меньшей вероятностью всю их родословную.
Слайд 6Сведения по истории смычковых музыкальных инструментов не очень богаты и
подробны, как этого хотелось бы. Из истории Индии, Ирана и
других государств можно почерпнуть некоторые сведения о существовании этих инструментов свыше двух тысячелетий назад. Можно предполагать, что первые смычковые инструменты появились именно у восточных народов.
Древнейшим смычковым инструментом, по-видимому, был раванострон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Палочка, прикрепленная к этому корпусу, служит грифом и шейкой, в верхнем конце палочки сделаны отверстия для двух колков. Струны делались из кишок газели, а смычок из бамбукового дерева, изогнутого дугой, был снабжен волосами. Звук раванострона слабый, глухой, но приятный. По преданию раванострон был изобретен Раваной, царем цейлонским, за 5000 лет до н. э. Раванострон сохранился и до настоящего времени у странствующих жрецов Будды.
Слайд 7К последующим древним смычковым инструментам можно отнести ребаб. Ребаб (ребеб,
ребек) имел корпус, сделанный из четырех деревянных пластинок, составляющих рамку,
на которой натянуты два куска пергамента, образующие нижнюю и нерхнюю деки. Гриф имеет форму цилиндра и составляет вместе с головкой одно целое. Ножкой служит железный прутик, прикрепленный к грифу, который проходит через весь инструмент и служит опорой во время игры. В IX веке в сочинениях о музыке средних веков упоминается смычковый музыкальный инструмент лира —однострунный инструмент с подставкой, подгрифником и подковообразными отверстиями в деревянной деке (это не та лира, которую обычно изображают в древнегреческой мифологии).
Слайд 9В XIII—XIV столетии появился еще один из видов смычкового музыкального
инструмента — фидель, который явился прообразом виолы. Корпус фиделя строился
уже по другому принципу, чем лира. Корпус состоял из вытянутой рамки, верхней и нижней деки. Верхняя дека имела вырезы. В таком виде корпус фиделя был похож на гитару, а в дальнейшем перешел к форме виолы.
Уже в XIV столетии появилось большое количество видов виол, а в XVII веке их уже насчитывалось десятки видов. Наиболее широко применялись следующие: очень большая виола — бас; большая бас-виола де-гамба (гамбами (от итальянского гамба — нога) назывались все инструменты, которые во время игры держали между коленями, тогда как виолами де-браччио (от слова «рука») назывались в отличие от гамб все инструменты, которые во время игры держали в руках.); малая бас-виола де-гамба в пяти вариантах по настройке; тенор-виола и альт-виола де-гамба, каждая в двух вариантах настройки; кант-виола де-гамба в четырех вариантах; виола бастарда в пяти вариантах; виола де-браччио в четырех вариантах. Из этих разновидностей виол в дальнейшем развились контрабас, виолончель, альт и виолина — скрипка. Последний инструмент образовался из виолы посредством уменьшения в объеме (виолина — есть уменьшительное от слова «виола»).
Слайд 11Виолина — скрипка или настоящая дискантовая скрипка существует с первой
половины XVI столетия. Родина ее — Северная Италия. Изобретение скрипки
в таком виде, в каком мы ее знаем, приписывается итальянскому мастеру немецкого происхождения, жившему в Болонье, Гаспару Дуифопруггару (1467—1530), который изготовлял вначале виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 г. Гаспаром Дуифопруггаром и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании и г. Аахене. Эта скрипка была сделана для короля Франца I.
Слайд 12Дальнейшее свое развитие смычковые инструменты получили и XVI—XVII веках в
городах Северной Италии — Брешии и Кремоне. Наиболее выдающимися мастерами
в Брешии были Гаспар Бертолотти (1540—1609) и Паоло Маджини, в Кремоне — Никколо Амати, Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери дель Джезу. В то время самыми распространенными смычковыми инструментами были виолы, поэтому Бертолотти и Маджини делали главным образом эти инструменты. Но известны и скрипки их работы. Особенно ценятся скрипки Паоло Маджини, которые создали ему славу величайшего мастера брешианской школы. На скрипках Маджини играли Берио, Вьетан, Марто и другие знаменитые скрипачи.
Слайд 14 Скрипка— этот замечательный и необыкновенный, классический музыкальный инструмент.
На скрипке
играли такие великие композиторы как Гайдн и Моцарт, Бах и
Вивальди, и даже Шерлок Холмс… А Лев Толстой говорил — "Если хочешь, чтобы твои дети выросли хорошими людьми, — научи их играть на скрипке.
Cкрипка – идеальный инструмент для развития воображения, не зря её считают королевой инструментов и симфонического оркестра. Первый скрипач является правой рукой дирижёра. Перед началом концерта они обязательно пожимают руки в знак особого доверия.
Слайд 15
Чем хороша скрипка с точки зрения развития ребенка?
• Формирует ребенка
эстетически. Музыкальное образование развивает ребенка духовно. С малых лет дети
слушают классику и довольно скоро начинают понимать, чем хорошая музыка отличается от плохой.
• Ребенок учится играть на скрипке. Это так здорово – брать в руки музыкальный инструмент и извлекать из него чарующую музыку!
Слайд 16• Развиваются слух, чувство ритма, творческие способности. В детях заложен
мощный творческий потенциал – просто помогите найти выход этой внутренней
энергии и дайте талантам ребенка раскрыться!
• Ребенок получает профессию. В будущем музыкальный навык может открыть молодому человеку путь в музыкальную карьеру.
• Развивает как личность. Благодаря занятиям музыки формируются такие черты характера, как упорство, терпеливость, усидчивость, внимательность, целеустремленность.
• Естественным образом создается благоприятное окружение и организуется свободное время.
Слайд 17
На концертах хороших скрипачей всегда много слушателей. Живая музыка —
постоянно в моде, а голос скрипки — голос человеческой души.
Слайд 18Источники:
https://ru.123rf.com/Фото-со-стока/скрипка.html?sti=mn52zgm1k67sy6614p|&mediapopup=44305115
http://izzah.ru/wp-content/uploads/2014/09/rebab2222_1.jpg
http://www.theclydesdalemusicstudio.com/0_0_0_0_250_314_csupload_64583417.jpg?u=3729383347http://www.thestringdoctor.com/Tulsa_Strings_Gaspard_Violin_7777777.jpg
https://i01.fotocdn.net/s15/251/public_pin_l/291/2389254906.jpg
http://uslide.ru/images/10/17075/960/img2.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/121/385/121385380_8606_1.jpg