Слайд 1История домры: прошлое, настоящее и будущее
«Рад скомрах
о своих домрах»
Слайд 2Народные инструменты являются неотъемлемой частью истории русской культуры. Любой человек
должен изучать свою историю, свои корни.
В настоящее время люди, узнав,
что я играю на домре, исконно русском инструменте, нередко задают вопрос – «А что это?». Другие, услышав «домра», спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным звучанием и неповторимым тембром.
Слайд 3Как же так получается? Ведь домра является русским народным инструментом!
Вот, например, балалайка известна всем. Скрипку знают даже дети, а
домру еще и не каждый русский человек назовет. Чтобы прояснить причину такого парадокса, надо обратиться к истории.
Слайд 4Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался
столь чудовищному истреблению. По-видимому, изымались даже упоминания о домре (как
это у нас, русских, к сожалению, принято – разрушать, так «до основанья»). Итак, домры жгли, ломали, уничтожали.
Слайд 5Но разве можно сжечь память, вырвать любовь из сердца народа?
Всяческими правдами и неправдами смекалистые русские люди пытались сохранить близкое
и родное им. В этой связи интересно предположение исследователей о том, что балалайка, ныне один из символов России, появилась не как самостоятельный инструмент, а как любительский, упрощенный вариант домры. Действительно, первые балалайки были с полукруглым, а не треугольным, корпусом, весьма похожие на домры.
Слайд 6Но здесь кончается древняя история русской домры и начинается история
уже совсем другого инструмента. О домре забыли на два с
лишним столетия.
Слайд 7«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому исследователю,
музыканту и подвижнику В. В. Андрееву. Реконструировав случайно найденный в
1896 году участником оркестра А. С. Мартыновым в Вятской губернии музыкальный инструмент, он назвал его «домра».
Слайд 8И все же, несмотря на это, многие считали народные инструменты
тогда (а, к сожалению, многие и сейчас так думают) инструментами
второсортными, «низкого» происхождения, не достойными уровня академической сцены наравне, например, с инструментами симфонического оркестра. В. Андреев писал: «У нас иногда говорят о балалайке с презрением. Но это большое заблуждение». История подтвердила его слова!
Слайд 9После Октябрьской революции, благодаря провозглашению лозунга «Искусство принадлежит народу», оркестр
народных инструментов приобретает все большую популярность. Возникает множество самодеятельных
оркестров, образуются знаменитые впоследствии профессиональные коллективы.
Кроме сольной партии в оркестрах народных инструментов, домра начинает проявлять себя и как солирующий инструмент.
Слайд 10Давайте разберём устройство домры на примере домры малой.
Малая домра
состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.
Головка
грифа
Гриф
Корпус
Слайд 12Трехструнные и четырехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая,
альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов
получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.
Пикколо
Малая
Альтовая
Басовая
Контрабасовая
Слайд 13Разновидности домры и строй
Домра пикколо – b1 e2 a2
Домра прима
(малая) – e1 a1 d2
Домра прима 4-струнная – g d1
a1 e2
Домра альт – e a d1
Домра альт (4-струнная) – c g d1 a1
Домра тенор (редкая разновидность) – B e a
Домра бас – E A d
Домра контрабас минор (редкая разновидность) – 1E 1A D
Домра контрабас мажор (редкая разновидность) – 1A D G
Подробнее о буквенных обозначениях
Слайд 15Домра пикколо
Инструмент транспонирует на октаву вверх. Диапазон – от b1
до e4.
Строй – b1 e2 a2.
Основные приемы игры: тремоло, удар,
пиццикато, глиссандо.
Слайд 16Тремоло –
быстрое, беспрерывное чередование ударов, создающее впечатление непрерывности звучания.
Обозначается горизонтальной
черточкой над нотой либо лигой по два звука и более
(штрих легато – в переводе – связно).
Слайд 17Пиццикато –
звукоизвлечение пальцами. Наиболее часто пиццикато играется большим, средним и
указательным пальцами правой руки. Также пиццикато исполняется и пальцами левой
руки.
Пиццикато правой рукой обозначается pizz. (иногда с указанием пальцев), пиццикато левой рукой – знаком + над нотой.
Слайд 18Глиссандо –
лёгкое быстрое скольжение пальцем (реже двумя или тремя пальцами.
Обозначается волнистой чертой и словом gliss.
Слайд 19Домра малая
Диапазон – от e1 до a3.
Строй – e1 a1
d2.
Основные приемы игры: тремоло, удар, пиццикато, флажолеты, глиссандо.
Слайд 20Флажолеты –
мягкий, прозрачный воздушный звук, воспроизводится лёгким прикосновением пальца к
струне и отрывистым его снятием с одновременным извлечением звука медиатором
или пиццикато. От прикосновения струна делится на две (три, четыре) части. В результате колебания этой части струны образуются обертоны.
Слайд 21Флажолеты бывают натуральные и искусственные.
Натуральные флажолеты получаются от деления струн
над 12-м, 7-м или 19-м, 5-м или 24-м ладом. Обозначаются
знаком ○ над нотами с указанием струны, где они должны извлекаться.
Искусственные флажолеты получаются от деления на равные части прижатой струны. Имеют двойную запись – верхняя нота (обозначается ромбиком) – место прикосновения пальца правой руки, нижняя нота записывается как обычно, она является основным тоном и прижимается пальцем левой руки.
Слайд 22Домра альт
Транспонирует на октаву вниз. Диапазон – от e до
a2. Строй – e a d1.
Основные приемы игры такие же,
как и на домре малой.
Слайд 23Домра бас
Диапазон – от E до f1 или g1. Строй
– E A d.
Основные приемы игры – тремоло, удар, пиццикато.
Слайд 24В мировой истории искусства бывают периоды «распутья». Возможно, сейчас именно
такой период. Хочется верить, что в XXI веке пути искусства
определятся. И я верю, что в нашей стране немаловажную роль в этом процессе сыграют народные инструменты. Только у них есть возможность объединить современность с истоками, новое со старым, будущее с прошлым.
Слайд 25Любое искусство произрастает из народных корней, опирается на них, но
не зацикливается только на этом. Избавившись от заблуждения, что для
домры нужно писать только используя народный материал, композиторы услышат новое, современное звучание инструмента. Они услышат, что домра может проявить себя практически в любом жанре, стиле или направлении современной музыки, будь то авангард, пуантилизм или додекафония, или эстрадные направления.
Хватит держать домру «на привязи». Она уже выросла из пеленок «народности».
Слайд 26Будущее домры – в XXI веке, вместе с новой музыкой,
новыми идеями в искусстве. И кто знает, возможно, скоро она
завоюет мировое признание. Ведь на ней уже играют в Америке (там есть Ассоциация любителей игры на русских народных инструментах), в Японии (Токийский оркестр русских народных инструментов, отдельные музыканты-любители).
Слайд 27И мне очень хочется, чтобы в XXI веке на вопрос
«Знаете ли вы, что такое домра?» ответил даже ребенок, и
никто не путал бы домру с казахской домброй.
Это наша цель – цель всех домристов.
Слайд 28Автор работы:
Мельникова Анастасия,
ученица 9А класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г.
Яровое Алтайского края
Январь 2011 г.
Слайд 29Использованные источники:
Александров А. Школа игры на трехструнной домре
Каргин А. Работа
с самодеятельным оркестром народных инструментов
Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских
народных инструментов
http://www.narodny.info/
http://vsemusic.ru/